г. Воронеж |
N 19АП-5240/09 |
12 ноября 2009 г. |
Дело N А08-1675/2009-26 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.11.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Протасова А.И. Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.
при участии:
от ООО "Ресурс" : Попов А.Я., представитель по доверенности от 24.03.2009г., Парьев Н.В. представитель по доверенности от 08.06.2009г.,
от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского района Белгородской области
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2009 г. по делу N А08-1675/2009-26 (судья Е.В.Бутылин) по заявлению ООО "Ресурс" к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании недействительным решения, бездействия
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ресурс" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в предоставлении земельного участка в аренду по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5, выраженного в письме N 9-07/0173 от 21.01.2009, признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области и Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области по не подготовке и не вынесении постановления о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 6236 кв.м, не постановке на кадастровый учет, не подготовке и не вынесении постановления о предоставлении сформированного земельного участка, не подготовке и не заключении договора аренды, обязании подготовки и вынесении решения о формировании и постановке на учет земельного участка площадью 6236 кв.м. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2009 г. по делу N А08-1675/2009-26, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в оставлении без ответа заявления ООО "Ресурс" N 229-Р от 17.06.2008 о передаче в аренду земельного участка и обязал в 10-дневный срок принять решение по заявлению ООО "Ресурс" N 229-Р от 17.06.2008.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ООО "Ресурс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.
В судебном заседании представители ООО "Ресурс" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области явку в судебное заседание представителей не обеспечили, о времени и дате рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.ст.156,266 АПК РФ в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Апелляционный суд в порядке ч.5 ст.268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части, поскольку со стороны лиц, участвующих в деле, не поступили возражения. В обоснование доводов жалобы ООО "Ресурс" сослалось на то, что в ответах Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области и Администрации усматривается отказ в предоставлении земельного участка, не принято решение о предоставлении ООО "Ресурс" спорного земельного участка, данное бездействие и отказ нарушают права Общества; из полномочий Департамента следует обязанность по подготовке документов по формированию земельного участка, постановке на кадастровый учет, в связи с чем отказ в требованиях к Департаменту не является законным. Заявитель указывает на то, что им представлялись документы, достаточные для осуществления действий Администрации и Департамента по постановке участка на кадастровый учет, обязанность по постановке на кадастровый учет возложена на собственника земельного участка (Администрацию).
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, апелляционная инстанция установила следующее. 26 июня 2007 г. ООО "Ресурс" обратилось в Администрацию муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" (ныне Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области) с заявлением о передаче в аренду сроком на 49 лет или приобретении в собственность дополнительного земельного участка площадью 5250 кв.м., граничащего с северо-восточной стороны с земельным участком с кадастровым номером 31:06:04 01 003:0048 , принадлежащего Обществу.
11.07.2007 комиссия по выбору земельных участков, согласовала предоставление земельного участка в аренду по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5.
17.10.2007 был подготовлен акт выбора земельного участка под проектирование производственного здания с АБК, по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4.
15.05.2008 издано постановление главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 792 о предварительном согласовании места размещения ООО "Ресурс" для проектирования производственного здания с АБК по адресу Белгородская область, г.Старый Оскол, Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, заявителю было дано разрешение на проведение проектно-изыскательских работ.
ООО "Ресурс" выполнило топогеодезические изыскания на участке и проект цеха, заключило договор с ЗАО "Осколгипропром" на выполнение рабочего проекта.
Письмом N 229-Р от 17.07.2008 ООО "Ресурс" обратилось к главе Администрации Старооскольского городского округа о предоставлении земельного участка в аренду. Были выполнены работы по установлению внешних границ земельного участка, в ноябре 2008 года землеустроительное дело передано в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
24.12.2008 г. ООО "Ресурс" также обратилось с заявлением в Администрацию с просьбой предоставить спорный земельный участок. Письмом от 21.01.2009 г. за N 9-07/0173 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области сообщил о том, что данный земельный участок необходим для строительства социально-значимого объекта (картодром), заявителю предложено решить вопрос обмена земельного участка с управлением архитектуры и градостроительства. Письмом от 9.02.2009 г. Департамент сообщил, что находится в стадии согласования проект распоряжения Главы администрации о резервировании земельного участка для строительства социально-значимого объекта (картодрома), который частично может быть размещен на испрашиваемом участке.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 21.01.2009 г., бездействием Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области и Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, ООО "Ресурс" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действия Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившегося в оставлении без ответа заявления ООО "Ресурс" от 17.06.2008 г. о передаче земельного участка в аренду. В остальной части требований отказал, указав на создавшуюся правовую неопределенность. Суд апелляционной инстанции находит, что решение арбитражного суда области подлежит частичной отмене исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону иному нормативному правовому акту и нарушают их права законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действий, бездействия заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушения этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Податель апелляционной жалобы указал, что рассмотренные требования заявлены к обоим ответчикам- Департаменту имущественных и земельных отношений Старооскольского городского округа Белгородской области, Администрации Старооскольского городского округа в соответствии с компетенцией каждого, установленного действующими актами, в т.ч. Уставом Старооскольского городского округа Белгородской области ( утв. Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21.02.2008 г. N 24), Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, Решением Совета депутатов Староскольского городского округа Белгородской области от 15.08.2008 г. N 136 "Об утверждении Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Старооскольского городского округа Белгородской области".
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены в статьях 30 - 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 1 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с указанным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, при том, что каждый объект недвижимости , сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
В связи с изложенным, для введения в гражданский оборот земельного участка, он должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 статьи 20 названного закона лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 названного закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Как видно из материалов дела и что не оспаривалось Обществом, к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства кадастровый план испрашиваемого земельного участка не прилагался.
Положение о необходимости предоставления заинтересованной стороной кадастрового плана земельного участка для рассмотрения вопроса о приобретении прав на земельные участки, закреплено также в Решении Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.08.2008 г. N 136 "Об утверждении Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Старооскольского городского округа Белгородской области" Доказательства, свидетельствующие об обращении ООО "Ресурс" в уполномоченный орган с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка, в материалы дела не представлены, что является неисполнением требований, предусмотренных статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства отсутствуют.
Иными словами, в случае если кадастровый учет не проведен надлежащим образом, орган власти вправе отказать в предоставлении земельного участка.
Учитывая вышеназванные нормы права, ответчики, при неосуществлении заявителем постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, не имели возможности проводить дальнейшие действия по предоставлению земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. При вышеизложенных обстоятельствах, не может быть принят как состоятельный довод о том, что обязанность по постановке на кадастровый учет испрашиваемого участка возложена на ответчика.
В связи с чем суд апелляционной инстанции находит обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконными бездействий по не подготовке и не вынесении постановления о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 6236 кв.м, не постановке на кадастровый учет, не подготовке и не вынесении постановления о предоставлении сформированного земельного участка, не подготовке и не заключении договора аренды, обязании подготовки и вынесении решения о формировании и постановке на учет земельного участка площадью 6236 кв.м. В нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Предпринимателем не было доказано наличие двух оснований, позволяющих признать названные бездействия незаконными.
При этом апелляционная инстанция не может согласиться с выводами суда о том, что Департаментом не было отказано в предоставлении земельного участка. В случае необоснованности отказа в предоставлении земельного участка соответствующее решение может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, утвержденным Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 23 мая 2008 г. N 94, Департамент, в установленном порядке, предоставляет земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальным учреждениям (автономным учреждениям), муниципальным казенным предприятиям, органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, муниципальным унитарным предприятиям на праве аренды, а иным организациям и гражданам в собственность или аренду ( п.3.4.5).
Апелляционная коллегия находит, что письмо Департамента от 21.01.2009 г. за N 9-07/0173 следует расценить как отказ в предоставлении участка, поскольку в тексте содержится однозначный ответ, что участок необходим для строительства иного объекта. Кроме того, учитывая, что вопрос о предоставлении земельного участка уполномоченным органом следовало разрешить в двухнедельный срок со дня поступления заявления, письмо от 9.02.2009 г. N 9-07/0428 , в котором указано, что разрешение вопроса по заявлению о предоставлении земельного участка отложено до завершения строительства картодрома, также следует оценить как отказ в предоставлении земельнього участка Обществу по названным основаниям. Ссылка Администрации на то, что в письме от 21.01.2009 г. предложено разрешить вопрос обмена земельного участка, во внимание не принимается, поскольку земельный участок еще не предоставлен Обществу, вопрос об обмене, соответственно, не мог быть поставлен.
В рассматриваемом случае причиной отказа в предоставлении земельного участка Департамент градостроительства и земельных отношений указал необходимость данного участка для строительства социально-значимого объекта (картдорома).
При этом, ответчиками не представлены доказательства резервирования участка для указанных нужд в предусмотренном законом порядке. Представитель Администрации, Департамента в ходе судебного разбирательства не отрицал, что данный вопрос окончательно не разрешен.
В связи с чем, отказ по вышеназванным основаниям не может быть признан правомерным. В данной части требования заявителя подлежат удовлетворению.
Иные доводы жалобы апелляционной инстанцией во внимание не принимаются в связи с вышеизложенным. Таким образом, апелляционная инстанция находит, что решение арбитражного суда области в части отказа Департамента в предоставлении земельного участка по вышеизложенным основаниям следует отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить. В остальной части решение следует оставить без изменения.
Расходы по госпошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ООО "Ресурс" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 7.07.2009 г. по делу N А08-1675/2009-26 отменить в части.
Признать недействительным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в предоставлении земельного участка в аренду для расширения производственной базы по адресу Белгородская область г.Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5, выраженный в письме от 21.01.2009 г. за N 9-07/0173.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1675/2009-26
Заявитель: ООО "Ресурс"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского ГО Белгородской области, Администрация г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5479/10
20.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5479/10
25.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-1675/2009-26
12.11.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5240/09