Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 февраля 2010 г. N Ф10-5948/09 по делу N А62-6389/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ИП К.А.С. не явился, надлежаще извещен, от ответчика: Администрация города Р.Д.В. - юрисконсульт (доверенность Смоленска N 1-4860 от 08.10.2009 г.), К.Т.А. - специалист (доверенность N 1-6744 от 28.12.2009 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя К.А.С. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу N А62-6389/2009, установил:
Индивидуальный предприниматель К.А.С. (далее - ИП К.А.С.) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации города Смоленска (далее - Администрация) о признании незаконными действий по организации проведения конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2009 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП К.А.С. просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в газете "Рабочий путь" от 11.08.2009 г. Администрацией размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта.
Предмет конкурса определен путем формирования лотов: каждый лот объединяет два муниципальных маршрута, с указанием их наименования, количества транспортных средств, вместимости транспортных средств (свыше 30 мест либо до 18 мест), режима работы на маршруте.
В соответствии с заявленными условиями к участию в конкурсе допускаются претенденты: 1) обладающие подвижным составом согласно предмету конкурса; 2) обладающие подвижным составом, не соответствующим предмету конкурса, но гарантирующие поэтапную в течение 1,5 года замену заявленного транспорта на транспорт согласно предмету конкурса (программа замены и обновления подвижного состава на более вместимый и комфортабельный транспорт представляется претендентом в составе конкурсной документации и впоследствии является неотъемлемой частью договора, заключаемого по итогам конкурса).
Полагая, что объявление ответчиком конкурса на вышеприведенных условиях (объединение в один лот двух муниципальных маршрутов, включение в условия конкурса требования о вместимости транспортных средств) вводит дополнительные ограничения, не предусмотренные федеральным законодательством, и сужает круг хозяйствующих субъектов в результате конкурсного отбора претендентов, так как заявитель, не имеющий транспортных средств объявленной вместимости и их количества, позволяющего одновременно обслуживать два муниципальных маршрута, изначально лишен возможности принять участие в объявленном конкурсе, несмотря на наличие у него лицензии на право осуществление перевозок пассажиров, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий Администрации по объявлению конкурса противоречащими Федеральному закону "О защите конкуренции".
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций в полном объеме исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из следующего.
Подпункт 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указывает, что основными принципами обеспечения безопасности движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Постановлением Администрации от 08.08.2008 г. N 1111-адм утверждено "Положение о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта", в соответствии с п.п. 2.1 и 3.1 которого заказчик конкурсного отбора - Администрация города Смоленска вправе определять маршруты пассажирского автотранспорта, предлагаемые для использования победителям конкурса; потребность в необходимом количестве транспортных средств для обеспечения перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах.
Как правильно отмечено судом, в целях улучшения транспортного обслуживания населения, снижения аварийности на пассажирском транспорте, оптимизации муниципальной маршрутной сети с учетом рекомендаций ЗАО "Н", проводившего исследование пассажиропотоков в городе по различным маршрутам, Администрацией города Смоленска разработана новая маршрутная сеть, а также определены высокорентабельные и низкорентабельные маршруты, объединенные с целью бесперебойного обеспечения транспортного обслуживания всех микрорайонов города в один лот, что обеспечит обязанность перевозчиков, с которыми по итогам конкурса будет заключен договор, обслуживать и не привлекательные с экономической точки зрения маршруты, но необходимые для удовлетворения нужд поселения.
Кроме того, в силу ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указывается предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказание, услуг.
То есть формирование лотов осуществляется муниципальным заказчиком самостоятельно исходя из потребностей муниципального образования, значит, принципы объединения муниципальных маршрутов в лоты являются правомерными и обоснованными.
Включение в условие конкурса требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, не противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Решением Смоленского городского Совета от 26.05.2009 N 1150 утверждены Основные направления развития отраслей городского хозяйства и социальной сферы города Смоленска на 2009 год, в которых в том числе предусмотрено, что в целях разгрузки транспортных артерий и ликвидации скопления транспорта на конечных остановках, а также повышения безопасности перевозок основной задачей является поэтапная замена автобусов типа "Газель" на транспорт более высокого экологического класса большей вместимости.
С учетом приоритетности обеспечения безопасности дорожного движения, полного обеспечения потребностей населения в транспортных услугах, определенного ЗАО "Н" пассажиропотока на различных муниципальных маршрутах, Администрацией города при определении условий конкурса были установлены необходимое количество и вместимость транспортных средств, позволяющих в полном объеме решить вопросы транспортного обслуживания населения.
Указанные условия направлены исключительно на выполнение цели конкурсного отбора, установленной п. 1.2 Положения о конкурсном отборе на право заключения, договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта - подбор перевозчиков, способных удовлетворить потребность в пассажирских перевозках, обеспечить безопасность дорожного движения, высокую культуру и качество обслуживания пассажиров.
Определение условий конкурсного отбора перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, т.к. в равной степени распространяется на всех перевозчиков, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе. Отбор перевозчика на определенных условиях позволяет выбрать претендента наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок на городском транспорте.
Ссылка кассационной жалобы на то, что в силу Положения о конкурсном отборе на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта, утвержденного постановлением Администрации от 08.08.2008 N 1111-адм, и типового договора предметом указанного договора является перевозка пассажиров по муниципальному маршруту (в единственном числе), в то время как по условиям спорного конкурса каждый лот объединяет в себе два маршрута, несостоятельна, так как употребление в Положении и форме типового договора словосочетания "муниципальный маршрут" в единственном числе не может ограничивать право заказчика и организатора конкурса на включение в один лот двух маршрутов, поскольку, как указано выше, такой принцип формирования лотов обоснован и направлен на исполнение законодательства о безопасности дорожного движения и вышеуказанным законам не противоречит.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих инстанций. Однако, такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. 2 ст. 287 АПК РФ находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу N А62-6389/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 февраля 2010 г. N Ф10-5948/09 по делу N А62-6389/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании