Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 марта 2010 г. по делу N А09-6917/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области - М.Ю.В. - представитель, доверенность от 06.11.2009 N 3680, от Администрации Кокинского сельского поселения - С.С.А. - представитель, доверенность от 11.02.2010 N 3300, от индивидуального предпринимателя Е.Т.А. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Е.Т.А. индивидуальный предприниматель, паспорт, М.С.В. - представитель, доверенность от 15.09.2009 N 32-01/454803,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу N А09-6917/2009, установил:
Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Кокинского сельского поселения, выразившихся в заключение договора перевозки пассажиров с индивидуальным предпринимателем Е.Т.А., и обязании Администрации Кокинского сельского поселения расторгнуть договор на перевозку пассажиров от 01.01.2008, заключенный с указанным предпринимателем.
Решением суда от 13.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года администрация Кокинского сельского поселения и индивидуальный предприниматель Е.Т.А. заключили договор, по которому последняя в течении одного года в период времени с 7 час. до 22 час. обязуется осуществлять регулярные коммерческие перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту Брянск-Кокино-Брянск.
Дополнительным соглашением от 20.01.2008 срок действия договора сторонами определен - 5 лет.
Кокинский сельский совет народных депутатов решением от 20.11.2008 N 204 обязал главу администрации Г.В.И. не расторгать договор с перевозчиком до окончания срока его действия.
Полагая, что организация указанных перевозок относится к ведению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а действия Администрации Кокинского сельского поселения, связанные с заключением вышеуказанного договора перевозки, выходят за пределы полномочий органа местного самоуправления, а также нарушают статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Департамент обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела, учитывая положения пункта 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 05.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Закона Брянской области от 15.06.2004 N 31-3 "О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что маршрут "Брянск-Кокино" проходит в границах более чем двух муниципальных образований и относится к межмуниципальным, а следовательно, организация соответствующих перевозок находится в ведении Администрации Брянской области.
Однако, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований Департамента, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ следует читать как "от 06.10.1999 г."
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 5 Закона Брянской области N 31-З предусмотрено, что коммерческие перевозки осуществляются на основании договора, заключенного по итогам конкурса.
Как следует из материалов дела, договор на осуществление пассажирских перевозок от 01.01.2008 и дополнительное соглашение к нему от 20.01.2008 заключен со стороны администрации Кокинского сельского поселения с превышением полномочий и в нарушение требований действующего законодательства.
Вместе с тем, Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий администрации Кокинского сельского поселения, связанных с заключением указанных сделок.
В порядке устранения допущенных нарушений, вызванных оспариваемыми действиями, заявитель просил суд обязать администрацию Кокинского сельского поселения расторгнуть договор на перевозку пассажиров от 01.01.2008.
Учитывая обстоятельства спора и предмет заявленных требований, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Департаментом выбран неверный способ судебной защиты нарушенных прав.
Оспариваемые действия Администрации возникают из гражданских правоотношений в связи с заключенной сделкой.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав, основанных на гражданско-правовой сделке, осуществляется путем признания ее судом недействительной.
Изменение или расторжение договора возможны по соглашению сторон, а по требованию одной из сторон - в судебном порядке (ст. 450 ГК РФ).
Стороной договора на перевозку пассажиров от 01.01.008 Департамент не является, а поэтому не вправе заявлять требования об обязании Администрации Кокинского сельского поселения расторгнуть указанную сделку.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение прав заявителя оспариваемыми действиями.
Доказательств, свидетельствующих о том, что рассматриваемый договор перевозки устанавливает запреты и вводит ограничения в осуществлении экономической деятельности, то есть противоречит статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", Департаментом также не представлено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу N А09-6917/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2010 г. по делу N А09-6917/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании