Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 мая 2010 г. по делу N А35-422/09-С21
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2010 г. N ВАС-8497/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от предпринимателя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - Ж.Е.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела (дов. от 20.05.2009 N 03-22/24949 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя О.Т.В. на решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 по делу N А35-422/09-С21, установил:
Индивидуальный предприниматель О.Т.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Курской области от 23.12.2008 N 09-17/31 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Курской области от 23.12.2008 N 09-17/31 в части взыскания штрафа в сумме 33 932 руб. 13 коп. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель просит решение и постановление судов в части неудовлетворенных требований отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, обсудив доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановления судов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ИП О.Т.В. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, о чем составлен акт от 28.10.2008 NN 09-27/27 и принято решение от 23.12.2008 N 09-17/31 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ИП О.Т.В. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 35 102 руб. 20 коп., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 54 314 руб. 88 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 175 511 руб.
Основанием для доначисления НДС в указанной сумме послужил вывод налогового органа о неправомерном включении ИП О.Т.В. в налоговые вычеты сумм налога по счетам-фактурам, выставленным контрагентами: ООО "Р" ИНН 3522026578 и ООО "А" ИНН 7707083956, сведения о которых в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, отсутствуют достоверные сведения об идентификационном номере продавца-грузоотправителя, то есть счета-фактуры составлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением, ИП О.Т.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
В силу ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура.
Пунктом 5 ст. 169 НК РФ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Поскольку уплата сумм налога на добавленную стоимость поставщику при расчете за приобретенные товары является налоговой обязанностью, то документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
При этом, согласно п. 1 ст. 168 НК РФ право предъявлять покупателю к уплате налог на добавленную стоимость в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу ст. 11 и 143 НК РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП О.Т.В. предъявила к вычету суммы НДС на основании счетов-фактур, выставленных организациями-поставщиками: ООО "Р" и ООО "А".
Согласно информации полученной инспекцией в результате проведения встречных проверок вышеупомянутых организаций-поставщиков установлено, что ООО "Р" ИНН 3522026578 и ООО "А" ИНН 7707083956 с указанными реквизитами на налоговом учете не состоят, сведения об указанных ИНН в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют, указанные ИНН также не присваивались каким-либо иным организациям.
В Едином государственном реестре юридических лиц также отсутствуют сведения о перечисленных организациях как о юридических лицах, зарегистрированных в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица в силу ст. 46 ГК РФ возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи с Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "в силу ст. 46 ГК РФ" следует читать: "в силу ст. 49 ГК РФ"
Несуществующие организации юридическими лицами в гражданско-правовом смысле не являются, то есть не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК РФ.
Следовательно, счета-фактуры, выставленные продавцами, не прошедшими государственную регистрацию, а, следовательно, не являющимися юридическими лицами, не могут являться основанием для принятия предъявленной покупателю продавцом суммы налога к вычету или возмещению.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.
Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах, выставленных поставщиками: ООО "Р" и ООО "А", а значит об отсутствии права на налоговый вычет по НДС у ИП О.Т.В. по указанным сделкам.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить судебные акты в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Уплаченная индивидуальным предпринимателем О.Т.В. по квитанции от 25.03.2010 государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 200 руб., то есть в большем размере, чем установлено пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, в силу ст. 104 АПК РФ, ч. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату в размере 100 руб.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 по делу N А35-422/09-С21 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя О.Т.В. - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю О.Т.В. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по квитанции от 25.03.2010 в размере 100 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несуществующие организации юридическими лицами в гражданско-правовом смысле не являются, то есть не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК РФ.
...
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.
Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 мая 2010 г. по делу N А35-422/09-С21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8497/10
17.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8497/10
05.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А35-422/09-С21
04.02.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7514/09
19.10.2009 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-422/09