Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 апреля 2010 г. по делу N А64-5438/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - К.А.Н. - специалиста-эксперта (дов. от 17.12.2009 N 38 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-западном регионе на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А64-5438/09, установил:
Открытое акционерное общество Инвестиционно-финансовая компания "П" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе от 06.08.2009 о назначении административного наказания N 54-09-00343/пн по делу N 54-09-0488/ап, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2009 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного от 25.01.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-западном регионе просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного органа, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО ИФК "П" осуществляет брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг.
05.12.2003 между ОАО ИФК "П" и ОАО "ТЗ "Э" заключен договор N 9 на обслуживание на фондовом рынке Российской Федерации, который является возмездным договором на брокерское обслуживание.
На основании обращения ОАО "ТЗ "Э" и в целях проведения проверки ОАО ИФК "П" по вопросам соблюдения требований законодательства РФ, регламентирующих осуществление брокерской деятельности, порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, региональное отделение ФСФР России в ЮЗР 24.03.2009 за N 54-09-ЮР-03/2187 предписало ОАО ИФК "П" представить ряд документов, в том числе копию договора на брокерское обслуживание с ОАО "ТЗ "Э".
Письмом от 22.04.2009 N 20 общество сообщило региональному отделению о невозможности представлении запрашиваемых документов в связи с отсутствием договора на брокерское обслуживание с ОАО "ТЗ "Э".
Установив на основании представленных 14.05.2009 ОАО "ТЗ "Э" документов наличие заключенного между ОАО "ТЗ "Э" и ОАО ИФК "П" договора от 05.12.2003 N 9, сочтя данный договор договором на брокерское обслуживание, и полагая, что обществом представлена в ответ на запрос от 24.03.2009 недостоверная информация, а данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, административный орган 23.06.2009 составил протокол об административном правонарушении против порядка управления N 54-09-0476/пр-ап по делу об административном правонарушении N 54-09-0488/ап.
Постановлением регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-западном регионе от 06.08.2009 N 54-09-00343/пн ОАО ИФК "П" привлечено к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, но, поскольку административный орган привлек общество к ответственности за пределами срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое постановление незаконным.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО ИФК "П" состава вмененного ему административного правонарушения и вынесении оспариваемого постановления с нарушением срока привлечения к административной ответственности, тем не менее оставил без изменения решение суда, поскольку исходил из недоказанности отделением наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, указав на то, что обществу согласно оспариваемого постановления вменяется в вину невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции.
Таким образом, ОАО ИФК "П", являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязано исполнять предписания регионального отделения ФСФР России в ЮЗР, уполномоченного Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317, а также приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.09.2006 N 06-152/пз, осуществлять функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе о предоставлении необходимых в целях проведения проверки документов.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов административного дела, общество привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа, а не за нарушение сроков предоставления необходимой информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административным органом дана неправильная квалификация совершенному обществом правонарушению и признал незаконным постановление регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе от 06.08.2009 о назначении административного наказания N 54-09-00343/пн по делу N 54-09-0488/ап.
Кроме того, судом апелляционный инстанции правомерно отмечено, что к моменту совершения обществом правонарушения, вступил в действие Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг", которым внесено изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ и срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг увеличен до одного года.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А64-5438/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-западном регионе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2010 г. по делу N А64-5438/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании