Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 мая 2010 г. по делу N А14-4129/2009/158/4
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2010 г. N ВАС-11795/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Муниципального образования городской округ г. Нововоронеж в лице Администрации ГО г. Нововоронеж - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; от ответчика: Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области - М.Е.С. (дов. от 27.01.2009 N 36-02/467834); от третьих лиц: Министерства внутренних дел РФ - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; ГУВД Воронежской области - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; Ч.М.А. - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А14-4129/2009/158/4, установил:
Муниципальное образование городской округ город Нововоронеж в лице Администрации городского округа город Нововоронеж (далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации, представляемой Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области (далее - Управление), в пользу муниципального образования городской округ город Нововоронеж за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 68 198 руб., соответствующей инвентаризационной стоимости предоставленного Ч.Л.Н. жилого помещения - комнаты 168, расположенной в городе Нововоронеже Воронежской области в доме N 7 по ул. М. (уточненные исковые требования).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел РФ, ГУВД Воронежской области, Ч.М.А.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2009 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Представители истца, третьих лиц в суд округа не явились.
Указанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Решением Нововоронежского городского суда от 17.03.2005 на администрацию г. Нововоронежа была возложена обязанность по предоставлению Ч.М.А. в г. Нововоронеже жилого помещения - квартиры жилой площадью не менее 9 кв. м на каждого члена семьи на состав семьи на момент предоставления.
При рассмотрении дела судом общей юрисдикции установлено, что Ч.М.А. работает в должности участкового уполномоченного милиции в Нововоронежском ГОВД с 01.09.2002 и с 03.09.2004 состоит в очереди в администрации г. Нововоронежа на получение жилья.
Удовлетворяя требования Ч.М.А., суд общей юрисдикции исходил из положений статьи 30 Закона РФ "О милиции".
На основании указанного судебного решения выдан исполнительный лист N 2-207 от 17.03.2005 и Нововоронежским РОСП 02.03.2006 возбуждено исполнительное производство N 2052/2-06 в отношении администрации г. Нововоронеж.
13 февраля 2006 года Нововоронежским городским судом Воронежской области произведена замена должника по исполнительному листу N 2-207 от 17.03.2005 на администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области.
27.11.2007 Нововоронежским городским судом утверждено мировое соглашение, по условиям которого администрация городского округа г. Нововоронеж Воронежской области с ссылкой на решение Нововоронежского горсуда от 17.03.2005, в соответствии с которым на неё возложена обязанность предоставить Ч.М.А. квартиру на состав семьи жилой площадью не менее 9 кв. м на каждого члена семьи, приняла обязательство предоставить Ч.Л.Н. комнату N 168 жилой площадью 19,1 кв. м в доме N 7 по ул. М. в г. Нововоронеже в дополнение к занимаемой Ч.М.А. к. 214 в этом же доме со снятием Ч.М.А. с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исполнительное производство, обязывающее администрацию городского округа г. Нововоронеж Воронежской области предоставить Ч.М.А. квартиру в г. Нововоронеже жилой площадью не менее 9 кв. м на каждого члена семьи в соответствии с судебным решением Нововоронежского горсуда от 17.03.2005, прекратить.
На основании указанного мирового соглашения администрация городского округа город Нововоронеж предоставила Ч.Л.Н. - супруге Ч.М.А. по договору N 612 от 11.01.2008 социального найма жилое помещение - комнату N 168, расположенную по адресу: Воронежская область, ул. М., жилой площадью 19,1 кв. м, действительной инвентаризационной стоимостью с учетом износа 68 198 руб., а Ч.М.А. отказался от своего права требования предоставления квартиры на основании ст. 30 Закона РФ "О милиции".
Впоследствии 07.02.2008 спорное помещение по договору N 40 было передано в собственность Ч.Л.Н.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Закона "О милиции" в отношении Ч.М.А., истцом понесены убытки, подлежащие возмещению за счет ответчика в размере инвентаризационной стоимости предоставленной комнаты, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Закон РФ "О милиции" наделил органы местного самоуправления отдельными полномочиями по реализации установленных Российской Федерацией гарантий правовой и социальной защиты, в том числе по предоставлению жилых помещений участковым милиционерам.
Закон РФ "О милиции" не предусматривал и не предусматривает возмещения убытков в меньшем размере, в том числе в объеме предусмотренного бюджетного финансирования. При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает конкретный источник их финансирования.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ расходы по обеспечению социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства передаются из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
В тоже время каких-либо субвенций в отношении финансирования льгот в рамках Закона РФ "О милиции" классификация доходов бюджетов РФ не содержит.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определениях Конституционного суда РФ от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, как это предусмотрено применительно к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 4 статьи 44), подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвано гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Таким образом, применительно к настоящему спору возложение на органы местного самоуправления нормами Закона РФ "О милиции" обязанности по обеспечению сотрудников внутренних дел жилой площадью также корреспондирует с обязанностью федерального бюджета по возмещению возникающих в связи с реализацией положений указанного федерального закона дополнительных расходов органов местного самоуправления.
Кроме того, как правильно указали суды, право требовать возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Законе лицам.
Взыскание понесенных Администраций расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23.
По указанному основанию отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Не принимаются судом кассационной инстанции довод Управления о недоказанности истцом возникновения убытков ввиду передачи спорного помещения на основании ст. 30 Закона РФ "О милиции", и утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что спорное нежилое помещение было передано Ч.Л.Н. в порядке реализации положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Как видно из материалов дела, Ч.М.А. является сотрудником Министерства внутренних дел РФ, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем с 03.09.2004 стоял в очереди в администрации г. Нововоронежа на получение жилья.
Решением Нововоронежского городского суда от 17.03.2005 на администрацию г. Нововоронежа была возложена обязанность по предоставлению Ч.М.А. в г. Нововоронеже квартиры жилой площадью не менее 9 кв. м на каждого члена семьи на состав семьи на момент предоставления.
При этом, удовлетворяя требования Ч.М.А., суд исходил из положений статьи 30 Закона РФ "О милиции".
Ч.М.А. реализовал предоставленное ему гражданско-процессуальным законодательством право на заключение мирового соглашения с Администрацией и получил спорное жилое помещение по договору социального найма с последующей его приватизацией.
Таким образом, изначально право Ч.М.А. на получение жилплощади возникло из положений Закона РФ "О милиции", что не могло являться препятствием для оформления впоследствии прав на данное жилое помещение в порядке, установленном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что расходы Администрации, связанные с предоставлением жилой площади на основании Закона РФ "О милиции", подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Оценивались судами доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, а также о недоказанности размера убытков, и были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных при вынесении решения и постановлении и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А14-4129/2009/158/4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Нововоронежского городского суда от 17.03.2005 на администрацию г. Нововоронежа была возложена обязанность по предоставлению Ч.М.А. в г. Нововоронеже квартиры жилой площадью не менее 9 кв. м на каждого члена семьи на состав семьи на момент предоставления.
При этом, удовлетворяя требования Ч.М.А., суд исходил из положений статьи 30 Закона РФ "О милиции".
Ч.М.А. реализовал предоставленное ему гражданско-процессуальным законодательством право на заключение мирового соглашения с Администрацией и получил спорное жилое помещение по договору социального найма с последующей его приватизацией.
Таким образом, изначально право Ч.М.А. на получение жилплощади возникло из положений Закона РФ "О милиции", что не могло являться препятствием для оформления впоследствии прав на данное жилое помещение в порядке, установленном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что расходы Администрации, связанные с предоставлением жилой площади на основании Закона РФ "О милиции", подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2010 г. по делу N А14-4129/2009/158/4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании