Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2010 г. N ВАС-11795/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Горячевой Ю.Ю. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в судебном заседании заявление Российской Федерации, представляемой Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области (ул. Куцыгина, 15а, г. Воронеж, 394006) от 02.08.2010 N 31-13-09/2338 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2009 по делу N А14-4129/2009-158/4, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2010 по иску муниципального образования городской округ город Нововоронеж в лице администрации городского округа город Нововоронеж (далее - администрация) о взыскании с Российской Федерации, представляемой Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, в пользу Муниципального образования городской округ город Нововоронеж за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 68 198 рублей, соответствующей инвентаризационной стоимости предоставленного Чернявской Ларисе Николаевне жилого помещения (уточненные исковые требования).
Другие лица, участвующие в деле: Министерство внутренних дел Российской Федерации, г. Москва; главное управление внутренних дел, г. Воронеж; Чернявский Михаил Александрович, г. Нововоронеж Воронежской области.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2009, оставленным без изменений постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования Муниципального образования городской округ город Нововоронеж в лице администрации городского округа город Нововоронеж удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались нормами статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, гарантирующими полную компенсацию из федерального бюджета дополнительных расходов органа местного самоуправления.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит их отменить в связи с нарушением судами единообразия в толковании и применении норм права, поскольку обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и проживающих на территории муниципального образования, в том числе и участковых уполномоченных милиции, относится к компетенции органа местного самоуправления. В связи с чем расходы по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции не являются дополнительными расходами, а соответственно и убытками органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив оспариваемые судебные акты и рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, не находит названных оснований.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции") сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, во исполнение решения Нововоронежского городского суда администрация выделила семье участкового уполномоченного милиции комнату по договору социального найма, которая впоследствии была приватизирована.
Механизм и источники финансирования расходов администрации по предоставлению квартир участковым уполномоченным на федеральном уровне не разработаны, в связи с чем обеспечение участкового уполномоченного жилым помещением за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у последнего убытков.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о компенсации расходов администрации за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Довод о передаче спорного нежилое помещение в порядке реализации положений Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1, а не Закона "О милиции", исследован судебными инстанциями и ему дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено.
Практика рассмотрения споров по данной категории дел установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 2280/10 (опубликовано 17.07.2010) и должна была быть известна заявителю. Таким образом, заявление Управления Федерального казначейства по Воронежской области о пересмотре судебных актов в порядке надзора, подписанное его руководителем Л.А. Бережной, является заведомо необоснованным.
В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче дела N А14-4129/2009-158/4 Арбитражного суда Воронежской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 16.10.2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судья |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2010 г. N ВАС-11795/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А14-4129/2009/158/4
Истец: МО ГО г. Нововоронеж в лице администрации ГО г. Нововоронеж
Ответчик: Российская Федерация представляемая Министерством финансов РФ в лице УФК по Воронежской области
Третье лицо: Чернявский М А, МВД РФ, ГУВД по Воронежской обл