Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 апреля 2010 г. по делу N А35-9228/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя Г.А.С. - юриста (доверенность от 09.03.2010), от Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Львову и Льговскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП "Ж" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2009 по делу N А35-9228/2009, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ж" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Льгову и Льговскому району Курской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда РФ) от 15.06.2009 N 323 в части установления срока исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам в сумме 22 411, 26 руб. и с требованием считать срок исполнения обязанности по уплате недоимки на страховую часть трудовой пенсии 16288 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 5928 руб., не наступившим, а начисление пени соответственно 143,16 руб. и 52,1 руб. неправомерным (уточненные требования).
Решением суда от 10.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.08.2004 по делу N A35-3224/04"г" МУП "Ж" признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Курской области от 19.08.2009 процедура конкурсного производства в отношении МУП "Ж" продлена до 18.11.2009.
13 января 2009 года МУП "Ж" представило в Управление индивидуальные сведения на 10 застрахованных лиц за 2008 год и 25.02.2009 в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год.
На основании представленных предприятием документов органом Пенсионного фонда РФ установлена задолженность по перечислению в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 22411,26 руб. Для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в адрес плательщика страховых взносов органом Пенсионного фонда РФ было направлено требование от 12.05.2009 N 770 об уплате страховых взносов и пеней в срок до 28.05.2009.
В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок, Управлением принято решение от 15.06.2009 N 323 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя.
Не согласившись с решением от 15.06.2009 N 323 в части установления срока исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, а также неправомерностью начисления пени, МУП "Ж" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) МУП "Ж" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В статье 9 Закона N 167-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статьям 23, 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам, страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период, и производит ее уплату не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Неисполнение должником предусмотренной Законом обязанности может повлечь невыплату страховой и накопительной частей трудовых пенсий пенсионерам, уходящим на пенсию в период, за который образовалась задолженность, в связи с финансированием таких выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ и отсутствием в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица сумм пенсионных накоплений.
В случае неуплаты страховых платежей в установленный срок в соответствии со ст. 26 Закона на сумму недоимки начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Начисление пеней на авансовые платежи по страховым взносам не производится.
В силу ч.ч. 1, 5, 8, 14, 15 ст. 25.1. Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда РФ в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к которым относятся и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В статье 5 названного Закона определено, что текущие платежи это денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда, изложенным в пункте 4 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Согласно данной норме Закона требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования списание денежных средств осуществляется в третью очередь.
Поскольку требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате таких взносов - вне рамок дела о банкротстве, то взыскиваемые пени судом правильно квалифицированы как текущие платежи.
Довод заявителя о том, что срок уплаты страховых взносов возникает только при начислении и выплате заработной платы, а заработная плата не выплачивалась в связи с отсутствием денежных средств, следовательно, срок уплаты страховых взносов не наступил, и таким образом, начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов неправомерно, обоснованно отклонен судом, поскольку, учитывая положения ст. 24, 26 Закона N 167-ФЗ, обязанность предприятия по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не ставится Законом в зависимость от момента выплаты заработной платы.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных МУП "Ж" требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2009 по делу N А35-9228/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования списание денежных средств осуществляется в третью очередь.
...
Довод заявителя о том, что срок уплаты страховых взносов возникает только при начислении и выплате заработной платы, а заработная плата не выплачивалась в связи с отсутствием денежных средств, следовательно, срок уплаты страховых взносов не наступил, и таким образом, начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов неправомерно, обоснованно отклонен судом, поскольку, учитывая положения ст. 24, 26 Закона N 167-ФЗ, обязанность предприятия по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не ставится Законом в зависимость от момента выплаты заработной платы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 апреля 2010 г. по делу N А35-9228/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании