Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 мая 2010 г. по делу N А68-13143/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Сельско-хозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственная артель (колхоз) "З" - П.В.А. - представитель, доверенность от 11.01.2010, выдана на 1 год, от Администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области - В.О.Е. - представитель, доверенность от 11.01.2010 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 по делу N А68-13143/09, установил:
Сельско-хозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель (колхоз) "З" обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области, выраженных в письме от 03.11.2009 N 4863, о предоставлении 67 земельных участков в собственность по рыночной стоимости, обязав данный орган подготовить проекты договоров купли-продажи этих земельных участков по цене не более 20% от их кадастровой стоимости и в месячный срок направить их в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не обжаловался.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Алексина и Алексинского района от 25.12.1992 N 12-810 на праве постоянного бессрочного пользования было предоставлено СПК СА "З" 832 га земель для сельскохозяйственного производства, из которых сельскохозяйственные угодья составляют площадь -236 га, пашни - 230 га, сенокос - 2 га, пастбища - 4 га, леса и кустарники -518 га, под водой -14 га, других земель - 64 га, о чем указано в свидетельстве на право постоянного бессрочного пользования от 15.12.1992 N 44.
Постановлением главы администрации муниципального образования Алексинский район от 04.08.2008 N 1573 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Алексинский район от 19.06.2008 N 1235 был произведен раздел земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 6889647 кв.м. на двести сорок три земельных участка и СПК СА (колхоз) "З" было разрешено осуществить постановку сформированных земельных участков на кадастровый учет.
СПК СА "З" 25.09.2008 обратился к главе администрации МО Алексинский район Тульской области с заявлением о выкупе 82 земельных участков сельскохозяйственного назначения. 15.10.2008. Главой администрации принято постановление N 2145 "О предоставлении земельных участков в собственность за плату СПК СА (колхоз) "З" 11 земельных участков, являющихся сельскохозяйственными угодьями, по цене, составляющей 20% от кадастровой стоимости этих земельных участков. Письмом от 30.10.2008 N 4390 глава администрации МО Алексинский район сообщил заявителю о том, что 71 земельный участок, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, будут предоставлен СПК СА "З" по рыночной стоимости.
Заявитель 15.12.2008 обратился к главе администрации муниципального образования Алексинский район о выкупе 71 земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) права пользования, по рыночной стоимости. Письмом от 25.12.2008 N 5262 глава администрации муниципального образования Алексинский район сообщил СПК СА "З" о том, что в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 05.12.2008 N 808 "О переводе земель, занятых лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда" 66 испрашиваемых заявителем земельных участков, занятых лесами и кустарниками, переведены из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли лесного фонда", в связи с чем данные земельные участки не могут быть предоставлены в собственность. Оставшиеся 5 земельных участков будут проданы по результатам торгов.
СПК СА "З" 25.03.2009 обратился в администрацию Алексинского района Тульской области с просьбой уточнить кадастровые номера участков, переведенных в категорию "земли лесного фонда". В ответе от 02.04.2009 N 1138 администрация МО Алексинский район Тульской области сообщила СПК СА "З", что 67 земельных участков с кадастровыми номерами: 71:01:010401:783, 71:01:010401:785, 71:01:010401:789, 71:01:010401:793, 71:01:010401:795, 71:01:010401:800, 71:01:010401:803, 71:01:010401:807, 71:01:010401:813, 71:01:010401:816, 71:01:010401:817, 71:01:010401:824, 71:01:010401:826, 71:01:010401:829, 71:01:010401:832, 71:01:010401:833, 71:01:010401:844, 71:01:010401:846, 71:01:010401:848, 71:01:010401:849, 71:01:010501:336, 71:01:010501:339, 71:01:010501:340, 71:01:010501:342, 71:01:010501:348, 71:01:010501:351, 71:01:010501:353, 71:01:010501:356, 71:01:010501:357, 71:01:010501:359, 71:01:010501:360, 71:01:010501:361, 71:01:010501:372, 71:01:010501:376, 71:01:010501:381, 71:01:010501:384, 71:01:010501:387, 71:01:010501:388, 71:01:010513:15, 71:01:020201:391, 71:01:020201:392, 71:01:020201:394, 71:01:020201:398, 71:01:020201:400, 71:01:020201:419, 71:01:020201:420, 71:01:020201:425, 71:01:020201:427, 71:01:020201:431, 71:01:020201:433, 71:01:020201:444, 71:01:020201:449, 71:01:020201:451, 71:01:020201:452, 71:01:020201:453, 71:01:020201:457, 71:01:020201:461, 71:01:020201:465, 71:01:020201:466, 71:01:020201:467, 71:01:020201:470, 71:01:020201:471, 71:01:020201:476, 71:01:020201:479, 71:01:020201:483, 71:01:020201:486, 71:01:020201:487 не подлежат приватизации, т.к. переведены в категорию "земли лесного фонда", остальные 4 земельных участка с кадастровыми номерами 71:01:010501:379, 71:01:010501:368, 71:01:010501:370, 71:01:010411:68, видом угодий "кустарник" и "под общественными улицами" будут предоставлены в собственность по рыночной стоимости.
СПК СА "З" 07.04.2009 обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО Алексинский район Тульской области в предоставлении 67 земельных участков с упомянутыми кадастровыми номерами в собственность, выраженного в письме от 02.04.2009 N 1138, обязав Администрацию подготовить проекты договоров купли-продажи данных земельных участков и направить их в месячный срок в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.09.2009 по делу N А68-2222/09 требование заявителя было удовлетворено в полном объеме.
При этом суд обязал администрацию муниципального образования Алексинский район Тульской области подготовить проекты договоров купли-продажи испрашиваемых 67 земельных участков и направить их адрес СПК СА "З" в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 16.09.2009 по делу N А68-2222/09 СПК СА "З" 30.10.2009 обратился к главе администрации Алексинского района Тульской области с письмом об определении выкупной цены для покупки 67 земельных участков.
Письмом от 03.11.2009 N 4863 Администрация известила заявителя о том, что в соответствии с Законом Тульской области от 07.06.2004 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области" испрашиваемые 67 земельных участков, не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, будут проданы СПК СА "З" по рыночной стоимости.
СПК СА "З" 19.11.2009 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области, выраженных в письме от 03.11.2009 N 4863 о предоставлении земельных участков с упомянутыми выше кадастровыми номерами по рыночной стоимости, обязав Администрацию подготовить проекты договоров купли-продажи этих земельных участков по цене не более 20% от их кадастровой стоимости и в месячный срок направить их в адрес заявителя.
Решением суда от 16.02.2010 по настоящему делу действия администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области, связанные в предложении предоставить в собственность испрашиваемые земельные участки по рыночной стоимости, признаны незаконными.
Этим же судебным актом на Администрацию возложена обязанность подготовить проекты договоров купли-продажи 67 земельных участков по цене в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и направить их в адрес заявителя СПК СА "З" в месячный срок с момента вступления в законную силу.
При принятии указанного судебного акта судом не были исследованы и не дана оценка следующим обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Как указано выше, решением суда от 16.09.2009 по делу N А68-2222/09 восстановлено нарушенное право СПК СА "З" на приватизацию спорных земельных участков путем обязании администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области подготовить проекты договоров купли-продажи этих участков.
Рассматривая спор по настоящему делу, суд не установил совершались ли сторонами какие-либо действия по исполнению вышеназванного судебного акта в добровольном порядке, выдавался ли исполнительный лист на принудительное его исполнение.
Как следует из мотивировочной части решения суда, спор, рассматриваемый в настоящем деле, возник в связи с ответом администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области (письмо от 03.11.2009 N 4863) на обращение СПК СА "З" (письмо от 30.10.2009) о реализации испрашиваемых 67 земельных участков по рыночной стоимости.
Письмо заявителя от 30.10.2009 в материалах дела отсутствует, в связи с чем не представляется возможным установить обусловлено ли это обращение по исполнению судебного акта по делу N А68-2222/09 или же осуществлялось это обращение по иным основаниям.
При новом рассмотрении дела суду также необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Нарушенное права заявителя, связанное с отказом Администрации в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, восстановлено решением суда по делу N А68-2222/09, вступившим в законную силу.
Не указание судом в названном судебном акте цены, по которой должны быть реализованы земельные участки, не исключает обязанность Администрации подготовить проекты договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков по цене, установленной нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах спора нарушенное право СПК СА "З" на приватизацию земельных участков следует считать восстановленным в полном объеме решением суда по делу N А68-2222/09, в том числе и по вопросу цены их реализации.
В связи с изложенным, при новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать предмет спора, заявленного в настоящем деле, и установить допущено ли нарушение прав СПК СА "З" неисполнением уже состоявшегося судебного акта или же спор возник по другим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем обжалованы в суд действия органа местного самоуправления, связанные с разногласиями сторон по цене земельных участков, подлежащих передаче в собственность.
Однако, обязанность продать спорные земельные участки возложена на продавца вступившим в законную силу судебным актом.
Кроме того, заключение договора купли-продажи этих земельных участков обязательно и в силу требований норм земельного законодательства (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статья 8 Закона Тульской области от 07.06.2007 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области").
При этом стоимость выкупаемых земельных участков определяется не соглашением сторон, а установлена нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (части 1 и 2 статьи 11 ГК РФ).
Учитывая изложенные требования закона, при новом рассмотрении дела, определив предмет спора по настоящему делу, суду необходимо установить правильно ли заявителем избран способ защиты своих прав и подлежит ли рассмотрению спор в рамках дела, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 по делу N А68-13143/09 отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, заявителем обжалованы в суд действия органа местного самоуправления, связанные с разногласиями сторон по цене земельных участков, подлежащих передаче в собственность.
Однако, обязанность продать спорные земельные участки возложена на продавца вступившим в законную силу судебным актом.
Кроме того, заключение договора купли-продажи этих земельных участков обязательно и в силу требований норм земельного законодательства (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статья 8 Закона Тульской области от 07.06.2007 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области").
...
В соответствии со статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
...
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (части 1 и 2 статьи 11 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2010 г. по делу N А68-13143/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании