Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 мая 2010 г. по делу N А09-7756/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца Брянской городской администрации: М.Д.А. - представителя (дов. N 1/06-1955 от 29.12.2009); от ответчиков: З.В.А. - представителя (дов. N 355 от 23.09.2009); от МУП "К": Т.В.А. - представителя (дов. N 29/04-3843 от 14.05.2010); от ООО "Ф-Ц": К.И.А. - представителя (дов. б/н от 25.04.2010, уд. N 321 от 23.06.2003); от третьих лиц: от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации: от Федеральной службы государственного кадастра: З.Ю.В. - представителя (дов. N 54 от 07.05.2010);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Г" в лице Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А09-7756/2009, установил:
Муниципальное образование "Г" (далее - МО "Г") в лице Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "К" (далее - МУП "К"), г. Брянск, обществу с ограниченной ответственностью "Ф-Ц" (далее - ООО "Ф-Ц"), г. Брянск, о признании недействительными договора N 3 от 17.01.2008 аренды административно-производственных помещений и записи регистрации права аренды N 32-32-01/011/2008-104 от 16.04.2008, а также об обязании возвратить полученное по недействительной сделке нежилое помещение общей площадью 834,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. К., д. 76.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью города Брянска (в настоящее время Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации) и Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 25.11.2009 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.2010 отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации согласился с позицией истца. Представители ответчиков, а также представитель третьего лица - Управления Росреестра просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав явившихся представителей, суд кассационной инстанции считает необходимым решение от 25.11.2009 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области по следующим обстоятельствам.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, здание бывшей казармы N 3 общей площадью 871,3 кв. м с кадастровым (условным) номером 32:28:3:0:2:76:АЗ:0, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, ул. К., д. 76, находится в собственности города Брянска.
На основании договора о порядке использования муниципального имущества от 10.08.1999 N 19С/99, дополнительного соглашения к нему от 20.11.2007 N 4С/200 и постановления администрации г. Брянска от 14.01.2000 N 52 и приложения к нему указанный выше объект недвижимости был закреплен за МУП "К" Советского района г. Брянска на праве хозяйственного ведения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.10.2001 сделана запись регистрации N 32-1/28-44/2001-380.
17.01.2008 между МУП "К" (арендодатель) и ООО "Ф-Ц" (арендатор) был заключен договор аренды административно-производственных помещений N 3, по условиям заключенного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование на правах аренды встроенное нежилое помещение общей площадью 834,7 кв. м, расположенное в здании бывшей казармы N 3 в/ч 6703 общей площадью 871,3 кв. м по адресу: г. Брянск, ул. К., д. 76, для организации торговли товарами продовольственной группы и их хранения.
Согласно п. 1.2 договора срок его действия был установлен сторонами на период времени с 17.01.2008 по 31.12.2022.
По акту приема-передачи от 17.01.2008 указанное нежилое помещение передано арендатору и принято последним без возражений по поводу его технического состояния.
16.04.2008 договор аренды административно - производственных помещений N 3 от 17.01.2008 был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права аренды за N 32-32-01/011/2008-104.
20.05.2008 МУП "К" направило в адрес Комитета по управлению собственностью г. Брянска письмо N 154, в котором просило рассмотреть вопрос о заключении с ООО "Ф-Ц" долгосрочного договора аренды нежилого помещения общей площадью 834,7 кв. м, расположенного в здании бывшей казармы N 3 по адресу: г. Брянск, ул. К., д. 76, сроком на 10 лет.
Постановлением Брянской городской администрации от 28.05.2008 N 545-зп "О заключении долгосрочных договоров аренды" в соответствии с Положением "О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска", утвержденным постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.08.2005 N 133-п, и решением комиссии по предоставлению в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Брянска (Протокол N 7 от 21.05.2008), МУП "К" было дано согласие на заключение с ООО "Ф" договора аренды муниципального нежилого помещения общей площадью 834,7 кв. м, расположенного в здании бывшей казармы N 3 по адресу: г. Брянск, ул. К., д. 76, на срок пять лет.
Ссылаясь на то, что договор аренды административно-производственных помещений N 3 от 17.01.2008 недействителен в силу его ничтожности, поскольку заключен с нарушением требований действующего законодательства, МО "Г" в лице Брянской городской администрации обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что то обстоятельство, что спорный договор купли-продажи заключен 17.01.2008 до получения согласия собственника имущества на совершение сделки (28.05.2008), а также то, что согласие было дано на заключение договора на 5 лет, в то время как договор был заключен на 14 лет, не могут являться основаниями для признания данного договора недействительным, поскольку последующая дача согласия на заключения договора в силу ст. 183 Гражданского кодекса РФ является одобрением сделки, а заключение договора на срок больший, чем разрешено собственником в соответствии с п. 1, п. 3 ст. 610 Гражданского кодекса РФ и Положением "О порядке и условиях сдачи в аренду муниципального нежилого фонда города Брянска", утвержденным постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.08.2005 N 133-п, лишь означает, что договор аренды от 17.01.2008 следует считать заключенным на 5 лет, а не на срок, указанный в договоре.
Кроме того, судами был отклонен довод истца о противоречии договора аренды N 3 от 17.01.2008 требованиям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" со ссылкой на то, что истцом не представлено доказательств нарушения схемы размещения торговых мест, утвержденной управляющей рынком компанией - МУП "К".
Вместе с тем, приходя к указанным выводам, судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" (п. 19), отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ N О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках или Закон) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность.
Согласно ст. 2 указанного Закона правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 3 Закона, розничным рынком признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Управляющей рынком компанией признается юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
При этом планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта РФ.
В силу ст. 11, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Закона управляющая рынком компания осуществляет оборудование и содержание рынка, планировку, перепланировку и застройку рынка, реконструкцию и модернизацию зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 14 Закона о розничных рынках определено, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке; разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности; обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка; обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований; осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 настоящего Федерального закона; осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 настоящего Федерального закона; осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Статьей 15 Закона также определено, что при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Пунктом 8 этой же статьи предусмотрено, что управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест.
В соответствии с положениями ст.ст. 18, 19 Закона о розничных рынках управляющая рынком компания формирует и ведет реестры продавцов и договоров о предоставлении торговых мест.
Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
За нарушение требований, установленных указанным Федеральным законом, наступает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие вышеуказанного Закона принят Закон Брянской области от 08.05.2007 N 63-3 "О розничных рынках в Брянской области", который регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью розничных рынков на территории Брянской области.
Статья 2 указанного закона устанавливает полномочия Брянской областной Думы в сфере организации и деятельности розничных рынков, в том числе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации и деятельности розничных рынков.
Согласно данной статьи, Администрация Брянской области в пределах своих полномочий: обеспечивает реализацию государственной политики Брянской области в сфере организации и деятельности розничных рынков; принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации и деятельности розничных рынков; утверждает план организации розничных рынков Брянской области в соответствии с требованиями Федерального закона; устанавливает основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений в соответствии с требованиями Федерального закона; устанавливает порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовую форму, устанавливает упрощенный порядок предоставления торговых мест, упрощенную форму договора на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном розничных рынках; устанавливает требования к торговым местам на розничном рынке в соответствии с федеральным законодательством; устанавливает количество торговых мест по продаже товаров товаропроизводителями на сельскохозяйственных розничных рынках; утверждает формы разрешения на право организации розничных рынков и уведомлений о выдаче разрешения на право организации розничных рынков и об отказе в выдаче разрешения; устанавливает порядок формирования и ведения реестра розничных рынков; осуществляет контроль в сфере организации и деятельности розничных рынков.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Брянской области о розничных рынках контроль за соблюдением требований, установленных федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, управляющей компанией в пределах их компетенции.
Постановлением Администрации Брянской области от 11.05.2007 N 328 "Об организации деятельности розничных рынков в Брянской области" утверждены: основные требования к площади рынка, планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений; порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке; типовую форму договора о предоставлении торгового места на розничном рынке; требования к торговому месту на розничном рынке; порядок формирования и ведения реестра розничных рынков; форму разрешения на право организации розничного рынка; формы уведомлений о выдаче разрешения на право организации розничного рынка и об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка; установлено количество торговых мест для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями на территории сельскохозяйственного рынка не менее 50 процентов.
Пунктами 1, 2 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке, утвержденного указанным постановлением, определено, что торговые места предоставляются управляющей рынком компанией юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам по типовому договору о предоставлении торгового места.
С учетом изложенного, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов в их взаимосвязи, именно управляющая компания, обладает специальной правоспособностью, в том числе по оборудованию, содержанию, планированию, застройке розничных рынков, организации его работы, а деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках может осуществляться юридическими и физическими лицами не иначе как на основании договоров о предоставлении торговых мест, заключенных с управляющей рынком компанией.
Какого-либо иного способа организации розничного рынка и оформления отношений с юридическими и физическими лицами, имеющими намерение осуществлять торговую деятельность на розничных рынках, помимо заключения указанного выше договора действующее федеральное законодательство не предусматривает.
Как видно из материалов дела земельный участок площадью 33 635 кв. м, кадастровый номер 32:28:03:15:26:0064:00, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. К., 76 был передан в аренду Предприятию на срок 49 лет по договору аренды от 07.08.2006, с разрешенным видом использования участка для организации торговли.
31.05.2007 на основании постановления Брянской городской администрации от 30.05.2007 N 1617-П МУП "К" выдано разрешение N 1 на право организации розничного рынка по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
Таким образом, с учетом положений Закона о розничных рынках, МУП "К" с момента получения разрешения на организацию деятельности розничного рынка признается управляющей рынком компанией и, соответственно, лишь указанная организация на основании Закона наделена вышеперечисленными правами и полномочиями.
17.01.2008 между МУП "К" (арендодатель) и ООО "Ф-Ц" (арендатор) заключен договор аренды административно-производственных помещений N 3, по условиям п. 1.1., 1.2. которого арендатору на срок с 17.01.2008 по 31.12.2022 в аренду передано встроенное нежилое помещение общей площадью 834,7 кв. м, расположенное в здании бывшей казармы N 3 в/ч 6703 общей площадью 871,3 кв. м по адресу: г. Брянск, ул. К., д. 76, для организации торговли товарами продовольственной группы и их хранения.
Согласно представленной в материалы дела схемы размещения торговых мест, на земельном участке площадью 33 635 кв. м с кадастровым номером 32:28:03:15:26:0064:00 (т. 1 л.д. 67), в переданном по оспариваемому договору здании располагаются торговые места.
Доказательств наличия у ООО "Ф-Ц" статуса управляющей компании Обществом суду не представлено.
Соответственно, по правилам ст.ст. 14, 15 Закона предоставление торговых мест, может быть осуществлено лишь на основании заключения типового договора между управляющей компанией (МУП "К") и юридическими лицами, предпринимателями, гражданами, о предоставлении этих торговых мест.
Соответствие оспариваемого договора вышеприведенным нормам Закона о розничных рынках и утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.05.2007 N 328 "Об организации деятельности розничных рынков в Брянской области" типовой форме договора о предоставлении торгового места на розничном рынке, судом не исследовалось.
Кроме того, в силу положений Закона о розничных рынках передача управляющей компанией своих прав на часть территории рынка и недвижимого имущества может препятствовать осуществлению возложенных на нее Законом специальных полномочий по организации рынка и торговли на нем.
В этой связи, заключение оспариваемого договора может ущемлять права МУП "К", как управляющей компании розничным рынком.
Суд данные обстоятельства не исследовал, оценки доводам истца и ответчика (МУП "К") о том, что управляющая розничным рынком, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. К., 76, компания лишена своей специальной правоспособности оспариваемой сделкой, в нарушение ст.ст. 168, 170 АПК РФ не дал, мотивы по которым отклонил данные доводы не указал.
Как разъяснено в пункте 3 совместного постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 29.04.2010 N 10/22 принимая решение, суд в силу с части 1 статьи 196 ГПК РФ или части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего спора в суде кассационной инстанции также было установлено, что в производстве Федерального арбитражного суда Центрального округа и Арбитражного суда Брянской области находится ряд дел, возбужденных по искам Брянской городской администрации, предметом которых является оспаривание иных сделок по передаче МУП "К" в пользу третьих лиц своих прав на полученный в аренду земельный участок, предоставленный для организации торговли, и передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в его хозяйственном ведение, расположенного на территории розничного рынка по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
В частности, по делу N А09-7754/2009 оспаривается договор аренды от 26.02.2008 N 05/ДА-2008 по передаче ООО "З" нежилого помещения общей площадью 15,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76;
По делу N А09-7753/2009 оспаривается договор аренды от 01.01.2008 N 2 по передаче ООО "Ф-Ц" отдельно стоящего здания бывшей казармы N 2 в/ч 6703 общей площадью 869,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
По делу N А09-9650/2009 оспаривается договор аренды от 26.02.2008 N 06/ДА-2008 по передаче ООО "З" нежилого помещения общей площадью 19,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
По делу N А09-8537/2009 оспаривается договор субаренды от 04.07.2007 N 3 по передаче ООО "Ф-Ц" земельного участка общей площадью 9 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
По делу N А09-8536/2009 оспаривается договор субаренды от 28.06.2007 по передаче ООО "Ф-Ц" земельного участка общей площадью 1 567 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
По делу N А09-8535/09 оспаривается договор субаренды от 17.07.2007 по передаче ООО "Р" земельного участка общей площадью 8 947 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
По делу N А09-7757/2009 оспаривается договор аренды от 01.01.2008 N 1 по передаче ООО "Ф-Ц" нежилого помещения общей площадью 618,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
Таким образом, при разрешении настоящего спора вопрос об ущемлении оспариваемой сделкой специальной правоспособности МУП "К" как управляющей рынком компании подлежит рассмотрению во взаимосвязи с оценкой всех сделок предприятия по передаче прав на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. К., 76, в совокупности.
С учетом изложенного, поскольку существенные юридически значимые для правильного рассмотрения спора обстоятельства судом выяснены не были, без указания мотивов отклонены доводы лиц участвующих в деле, не указаны мотивы, по которым суд не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит дать оценку всем выше отмеченным обстоятельствам и с учетом полученных выводов, разрешить спор, приняв законное, обоснованное и мотивированное решение по делу.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3; ст. 288 ч. 1, 2; ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А09-7756/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела земельный участок площадью 33 635 кв. м, кадастровый номер 32:28:03:15:26:0064:00, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. К., 76 был передан в аренду Предприятию на срок 49 лет по договору аренды от 07.08.2006, с разрешенным видом использования участка для организации торговли.
31.05.2007 на основании постановления Брянской городской администрации от 30.05.2007 N 1617-П МУП "К" выдано разрешение N 1 на право организации розничного рынка по адресу: г. Брянск, ул. К., 76.
Таким образом, с учетом положений Закона о розничных рынках, МУП "К" с момента получения разрешения на организацию деятельности розничного рынка признается управляющей рынком компанией и, соответственно, лишь указанная организация на основании Закона наделена вышеперечисленными правами и полномочиями.
...
Доказательств наличия у ООО "Ф-Ц" статуса управляющей компании Обществом суду не представлено.
Соответственно, по правилам ст.ст. 14, 15 Закона предоставление торговых мест, может быть осуществлено лишь на основании заключения типового договора между управляющей компанией (МУП "К") и юридическими лицами, предпринимателями, гражданами, о предоставлении этих торговых мест.
Соответствие оспариваемого договора вышеприведенным нормам Закона о розничных рынках и утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.05.2007 N 328 "Об организации деятельности розничных рынков в Брянской области" типовой форме договора о предоставлении торгового места на розничном рынке, судом не исследовалось.
Кроме того, в силу положений Закона о розничных рынках передача управляющей компанией своих прав на часть территории рынка и недвижимого имущества может препятствовать осуществлению возложенных на нее Законом специальных полномочий по организации рынка и торговли на нем."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2010 г. по делу N А09-7756/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании