Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 мая 2010 г. по делу N А14-8026/2009/195/28
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 2010 г. N ВАС-11606/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - не явились, извещены надлежаще, от налогового органа - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Комбинат мясной "В" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.10 г. по делу N А14-8026/2009/195/28, установил:
Открытое акционерное общество "Комбинат мясной "В" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отражении на лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ в сумме 200541 руб. и об обязании Инспекции устранить нарушения прав Общества, которые выражены в незаконном включении суммы 200541 руб. в карточку "Расчеты с бюджетом" и отражении ее в лицевом счете налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.09 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.10 г. решение суда отменено. В удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось к налоговому органу с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам.
По этому запросу Инспекцией на основании данных лицевого счета выдана справка от 05.05.09 г. N 55, согласно которой налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате недоимки по НДФЛ в сумме 200541 руб.
Письмом от 29.08.08 г. N 15-18/21366 налоговый орган разъяснил, что в 2008 году Инспекцией была перенесена в текущие платежи лицевого счета Общества задолженность по НДФЛ в сумме 200541 руб. на основании актов выездных налоговых проверок за периоды 1999 г., 2002 г.
Не согласившись с действиями налогового органа по указанию недостоверных сведений в лицевом счете, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с нормами Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 г. N 1998-1 и главы 23 НК РФ плательщиками налога являются физические лица, за счет имущества которых подлежат уплате в бюджет соответствующие суммы этих налогов, а обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет возложена на налогового агента.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
При этом налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента по представлению в налоговый орган какой-либо отчетности, отражающей суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога.
Следовательно, в лицевом счете (карточке расчетов с бюджетом) налогового агента отражаются суммы подоходного налога (НДФЛ), уплаченные налоговым агентом в бюджет, а также суммы налога, пени, штрафа по результатам выездных налоговых проверок - в случае установления фактов ненадлежащего исполнения налоговым агентом своей обязанности по исчислению (удержанию, перечислению) налога в бюджет, в отношении которого он выступает налоговым агентом.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.07 г. N ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Ранее порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.05 г. N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.02 г. N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 г. N ВГ-3-13/23.
В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.
В карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.02 г. N 6294/01, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика.
В связи с этим, оснований для признания незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ, не имеется.
Ссылка Общества на недоказанность наличия задолженности в спорной сумме была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ей дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Общества по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2010 года по делу N А14-8026/2009/195/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Комбинат мясной "В" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ранее порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.05 г. N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.02 г. N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 г. N ВГ-3-13/23.
В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.
...
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.02 г. N 6294/01, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 мая 2010 г. по делу N А14-8026/2009/195/28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании