Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 мая 2010 г. по делу N А23-2802/2009А-21-63
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Б.С.Н. - руководителя юридической группы (доверенность от 11.01.2010 N 1, постоянная); от военного комиссариата Калужской области Министерства обороны РФ - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А23-2802/2009А-21-63, установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области (в настоящее время деятельность прекращена путем реорганизации в форме присоединения к Военному комиссариату Калужской области), Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - Министерство) о взыскании убытков в размере 95630,07 руб.
Решением суда от 09.11.2009 с Министерства за счет казны Российской Федерации в пользу Управления взысканы убытки в размере 95630,07 коп. В удовлетворении требований к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области выявлена переплата пенсии К.Н.М. в размере 95 30,07 руб. за период с 01.01.2006 по 30.11.2008. Переплата образовалась в результате неправомерно выданного К.Н.М. удостоверения ветерана ВОВ Военным комиссариатом Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку обязательства выплаты переполученных сумм не могли быть возложены на пенсионера ввиду его смерти (07.02.2009), УПФР в г. Калуге вынесло решение от 11.03.2009 N 15/07 об обязании Военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области возместить причиненный Пенсионному фонду ущерб в размере 95630,07 руб. и направило требование от 15.04.2009 N 15 о добровольном возмещении переплаченной суммы пенсии до 30.04.2009.
Военный комиссариат Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области отказался в добровольном порядке возместить сумму причиненных убытков, что явилось основанием для обращения УПФР в г. Калуге в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области не оспаривают факт незаконной выдачи упомянутого удостоверения. Вместе с тем считают, что убытки, причиненные в результате незаконных действий государственных органов (Военного комиссариата) подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации либо от его имени Управление Федерального казначейства.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что представление недостоверных сведений, содержащихся в выданном Комиссариатом удостоверении, явилось причиной необоснованной выплаты К.Н.М. второй пенсии в сумме 95 630,07 рублей, в связи с чем пришли к выводу о причинении заявителю ущерба в указанной сумме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При наличии указанных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц или органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Главными распорядителями средств федерального бюджета являются соответствующие министерства и ведомства.
В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, определено, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В силу положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суды правомерно указали, что причиненный ущерб подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, так как Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области.
Таким образом, взыскание понесенного Управлением ущерба с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А23-2802/2009А-21-63 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц или органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
...
В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, определено, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В силу положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суды правомерно указали, что причиненный ущерб подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, так как Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги Калужской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2010 г. по делу N А23-2802/2009А-21-63
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании