Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 мая 2010 г. по делу N А35-2632/2009-С26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от предпринимателя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А35-2632/2009-С26, установил:
Индивидуальный предприниматель М.Л.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Курской области от 20.03.2009 N 2018.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 решение суда отменено. Признано недействительным требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курской области N 2018 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.03.2009 как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Курской области просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Курской области в адрес ИП М.Л.В. направлено требование N 2018 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 20.03.2009, которым предпринимателю предложено в срок до 13.04.2009 уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года по сроку уплаты 20.10.2006 в сумме 41 407 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 967 руб. 29 коп.
Не согласившись с указанным требованием, ИП М.Л.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности направления налоговым органом требования N 2018 на основании акта о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от 20.03.2009 N 2081, поскольку у предпринимателя имелась недоимка в соответствующей сумме.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени, не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном статьей 69 Налогового кодекса, осуществлено.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи.
В случае, если требование об уплате налога выставлено по результатам налоговой проверки, то в силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса оно должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является наличие у него неисполненной в установленный срок обязанности по уплате налога.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, основанием для направления требования межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Курской области от 20.03.2009 N 2018 явилось представление 24.02.2009 ИП М.Л.В. налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2006 со сроком уплаты - 20.10.2006, на основании которой подлежащая уплате за указанный период сумма налога составила 93 549 руб.
На момент выставления рассматриваемого требования (20.03.2009) платежным поручением от 19.02.2009 N 12 предпринимателем уплачена сумма налога на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года в размере 36 064 руб., платежным поручением от 19.02.2009 N 14 предпринимателем также уплачены пени по НДС за 2006 год в сумме 40 000 рублей.
Таким образом, требование от 20.03.2009 N 2018 не содержит сведений, позволяющих налогоплательщику проверить обоснованность начисления указанных в нем сумм налога и пеней, поскольку не содержит подробные данные об основаниях взимания налога, периоде просрочки, размере процентной ставки, исходя из которой, начислены пени, что не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса.
Кроме того, оспариваемое требование с предложением уплатить налог на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года и сумму пеней было выставлено инспекцией ранее даты составления акта камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года (02.06.2009), в ходе которой инспекцией не была выявлена недоимка по уплате налога на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года, а также ранее даты вынесения по нему решения о привлечении к ответственности (06.07.2009) и даты вступления его в силу, что является прямым нарушением пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса, в соответствии с которым требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что требование от 20.03.2009 N 2018 направлено налоговым органом с нарушением требований статей 69 и 70 Налогового кодекса обоснован, а ссылка налогового органа на то, что основанием направления налогоплательщику спорного требования явился акт о выявлении недоимки N 2081, не основан на нормах налогового законодательства, не предусматривающих иных форм налогового контроля в отношении представленных налогоплательщиком налоговых деклараций, кроме камеральной проверки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным требование межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Курской области от 20.03.2009 N 2018 как нарушающее права и законные интересы ИП М.Л.В. в сфере экономической деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А35-2632/2009-С26 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент выставления рассматриваемого требования (20.03.2009) платежным поручением от 19.02.2009 N 12 предпринимателем уплачена сумма налога на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года в размере 36 064 руб., платежным поручением от 19.02.2009 N 14 предпринимателем также уплачены пени по НДС за 2006 год в сумме 40 000 рублей.
Таким образом, требование от 20.03.2009 N 2018 не содержит сведений, позволяющих налогоплательщику проверить обоснованность начисления указанных в нем сумм налога и пеней, поскольку не содержит подробные данные об основаниях взимания налога, периоде просрочки, размере процентной ставки, исходя из которой, начислены пени, что не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса.
Кроме того, оспариваемое требование с предложением уплатить налог на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года и сумму пеней было выставлено инспекцией ранее даты составления акта камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года (02.06.2009), в ходе которой инспекцией не была выявлена недоимка по уплате налога на добавленную стоимость за третий квартал 2006 года, а также ранее даты вынесения по нему решения о привлечении к ответственности (06.07.2009) и даты вступления его в силу, что является прямым нарушением пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса, в соответствии с которым требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что требование от 20.03.2009 N 2018 направлено налоговым органом с нарушением требований статей 69 и 70 Налогового кодекса обоснован, а ссылка налогового органа на то, что основанием направления налогоплательщику спорного требования явился акт о выявлении недоимки N 2081, не основан на нормах налогового законодательства, не предусматривающих иных форм налогового контроля в отношении представленных налогоплательщиком налоговых деклараций, кроме камеральной проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2010 г. по делу N А35-2632/2009-С26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании