Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 мая 2010 г. N Ф10-2055/10 по делу N А48-4314/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: МЛПУЗ "Г" - не явился (извещено надлежаще); от ответчика: Орловского территориального фонда ОМС - не явился (извещен надлежаще); от третьего лица: Федерального фонда ОМС - не явился (извещен надлежаще);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 года по делу N А48-4314/2009, установил:
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Г" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Орловскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании (с учетом уточнения иска) 1 348 348 руб. долга по договору N 4/09 от 18.12.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2009 исковые требования МЛПУЗ "Г" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 решение суда первой инстанции от 08.12.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Орловский территориальный фонд ОМС просит отменить решение суда от 08.12.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.02.2010 и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм процессуального и материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без их участия, в порядке предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2009 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 оставить без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
В соответствии с Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, с приказом управления здравоохранения администрации г. Орла N 3 от 20.01.2009 МЛПУЗ "Г" заключила 18.12.2008 договор N 4/09 с Орловским территориальным фондом обязательного медицинского страхования о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Согласно условиям данного договора Фонд обязался осуществлять медико-экономическую экспертизу представленных Учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, оплачивать расходы по проведению дополнительной диспансеризации по представленным Учреждением счетам.
В свою очередь Учреждение обязалось обеспечивать проведение в течение 2009 года дополнительной диспансеризации работающих граждан; обеспечивать в порядке, устанавливаемом Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию; вести в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования реестры счетов на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан и представлять реестры Фонду не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным; открыть отдельный счет для перечисления средств на финансирование расходов но проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Стороны установили, что договор вступает в силу с 01.01.2009 и действует по 31.12.2009.
Во исполнение п.п. а, г п. 2 договора N 4/09 от 18.12.2008 МЛПУЗ "Г" провела дополнительную диспансеризацию и передала 9 февраля, 10 марта и 10 апреля 2009 года ТФОМС файлы реестров счетов на оплату проведенной диспансеризации на сумму 2 174 654 руб.
Всего за первый квартал 2009 года диспансеризацию в больнице прошло 2087 человек, из которых 688 человек по согласованию с ТФОМС были включены в реестры за апрель-июнь 2009 года, и их диспансеризация была оплачена.
В части оплаты проведенной диспансеризации 1399 человек в 1 квартале 2009 года Орловский ТФОМС обязательства не выполнил.
В ответ на претензию истца, направленную 10.07.2009, Орловский ТФОМС сообщил, что согласно разъяснениям Минздравсоцразвития по вопросу проведения дополнительной диспансеризации в январе, феврале, марте 2009, дополнительная диспансеризация может быть оплачена при условии дообследования граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в данный период, в соответствии с объемом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития N 67н от 24.02.2009.
Ссылаясь на то, что отказ ответчика от оплаты оставшейся суммы задолженности противоречит условиям заключенного договора и нормам действующего законодательства, МЛПУЗ "Г" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем доходов бюджета в части средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Согласно п. 3 ст. 9 названного закона ФФОМС распределяет и направляет в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В соответствии с названными Правилами предоставление субсидий на дополнительную диспансеризацию работающих граждан осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Субсидии предоставляются бюджетам территориальных фондов ежемесячно, исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4 Правил).
Согласно п. 9 Правил проведения дополнительной диспансеризации территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и производят их оплату в установленном порядке ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с Постановлением Правительства N 921 от 24.12.2007 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развитии РФ N 67н от 24.02.2009 установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2009 году в размере 1042 руб.
Указанный Приказ, изменивший объем проведения диспансеризации, вступил в силу 07.04.2009, то есть после завершения истцом диспансеризации работающих граждан в 1 квартале 2009 года.
В тоже время, как правильно отмечено судебными инстанциями, указанное обстоятельство не влияет на обязанность ответчика погасить возникшую задолженность, основанную на договорных отношениях сторон.
Как указывалось выше, договор N 4/09 от 18.12.2008, заключен сторонами на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 и утвержденных Правил проведения дополнительной диспансеризации.
Судебными инстанциями установлено, что данный договор содержит все необходимые условия и реквизиты, и по своему содержанию соответствует типовой форме договора, установленной названными Правилами.
В соответствии со ст.ст. 779, 781 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, учитывая, что истец подтвердил выполнение услуг по проведению дополнительной диспансеризации всех работающих граждан, в рамках заключенного договора, а также исполнение условий договора о предоставлении ответчику необходимой отчетности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с Орловского ТФОМС задолженности в сумме 1 348 348 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем исполнении истцом условий заключенного договора, нарушении им порядка проведения дополнительной диспансеризации, не основаны на материалах дела и по существу направлены на переоценку представленных доказательств и сделанных на их основе выводов судов, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Также не может быть признана обоснованной и ссылка кассатора на нарушение судами норм бюджетного законодательства РФ, а именно возложении обязанности по возмещению задолженности на Орловский ТФОМС, в то время как финансирование таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В данном случае, исковые требования МЛПУЗ "Г" основаны на договоре возмездного оказания услуг заключенным с Орловским ТФОМС. В этой связи, именно у ответчика, в порядке ст. 309, 310 ГК РФ, возникла обязанность по погашению возникшей по договору задолженности истцу.
Таким образом, отношения сторон являются гражданско-правовыми, нормы Бюджетного кодекса РФ не нарушаются. Более того, кассатор не представил доказательств отсутствия финансирования мероприятий по дополнительной диспансеризации граждан, осуществленной с января по март 2009 года с оплатой этих услуг в период, наступивший после 7 апреля 2009 года (даты вступления в силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 67н от 24.02.2009).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287; ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 года по делу N А48-4314/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем исполнении истцом условий заключенного договора, нарушении им порядка проведения дополнительной диспансеризации, не основаны на материалах дела и по существу направлены на переоценку представленных доказательств и сделанных на их основе выводов судов, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Также не может быть признана обоснованной и ссылка кассатора на нарушение судами норм бюджетного законодательства РФ, а именно возложении обязанности по возмещению задолженности на Орловский ТФОМС, в то время как финансирование таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В данном случае, исковые требования МЛПУЗ "Г" основаны на договоре возмездного оказания услуг заключенным с Орловским ТФОМС. В этой связи, именно у ответчика, в порядке ст. 309, 310 ГК РФ, возникла обязанность по погашению возникшей по договору задолженности истцу.
Таким образом, отношения сторон являются гражданско-правовыми, нормы Бюджетного кодекса РФ не нарушаются. Более того, кассатор не представил доказательств отсутствия финансирования мероприятий по дополнительной диспансеризации граждан, осуществленной с января по март 2009 года с оплатой этих услуг в период, наступивший после 7 апреля 2009 года (даты вступления в силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 67н от 24.02.2009)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2010 г. N Ф10-2055/10 по делу N А48-4314/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании