Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 мая 2010 г. по делу N А48-5053/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Н" - С.О.А. - представителя (дов. б/н. от 24.05.2010), Е.М.В. - представителя (дов. б/н. от 24.05.2010), от МИФНС России N 2 по Орловской области - М.М.А. - спец. 2 разряда (дов. N 10-12/21091 от 24.11.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Н" на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А48-5053/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Орловской области (далее - Инспекция) по направлению в Банк инкассового поручения N 4953 от 18.08.2009 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 3 366 615 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий Общества обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, выставление инкассового поручения ограничено установленным п. 4 ст. 46 НК РФ сроком, нарушение которого является недопустимым.
Кроме того, конкурсный управляющий указывает, что задолженность по НДФЛ 2005-2008 годов не может быть погашена за счет конкурсной массы с основного счета должника и перед очередностью, установленной ст. 134 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", включая внеочередные текущие платежи.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2008 по делу N А48-1444/2008 в отношении ООО "Н" введена процедура наблюдения.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт N 25 от 03.06.2008 и вынесено решение N 35 от 26.06.2008 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислено и предложено уплатить, в том числе, 3 366 615 руб. налога на доходы физических лиц, 642 733,77 руб. пени и 673 323 руб. штрафа по ст. 123 НК РФ за его неперечисление.
Инспекция в порядке ст. 69, 70 НК РФ направила в адрес Общества требование N 448 от 11.07.2008, которым предложила в срок до 21.07.2008 уплатить доначисленные по решению N 35 от 26.06.2008 налоги, пени и штрафы.
Поскольку указанное требование в установленный в нем срок исполнено не было, налоговый орган принял решение N 2840 от 24.07.2008 о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке.
Во исполнение указанного решения Инспекцией 24.07.2008 были выставлены инкассовые поручения на списание налогов, пени и налоговых санкций со счета Общества N 40702810010000000415, открытого в Орловском РФ ОАО "Р", в том числе N 4953 на списание сумм НДФЛ, N 4952 - пени по нему и N 4951 - штрафа по ст. 123 НК РФ.
В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете инкассовые поручения были помещены банком в картотеку.
Инспекцией вынесены решение и постановление N 636 от 30.07.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации в пределах сумм, включенных в требование N 448 от 11.07.2008.
На основании указанного постановления МОСП по ОИП УФССП по Орловской области 01.08.2008 в отношении ООО "Н" было возбуждено исполнительное производство N 18/3495/882/5/2008.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.11.2008 по делу N А48-1444/08-20б Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. На основании данного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя П.О.А. от 28.11.2008 исполнительное производство N 18/3495/882/5/2008 было окончено, постановление Инспекции N 636 от 30.07.2008 направлено конкурсному управляющему Общества.
Также в связи с введением процедуры банкротства расчетный счет N 40702810010000000415, открытый в Орловском филиале ОАО "Р" 24.02.2009 был закрыт, что послужило основанием для возвращения Банком 25.02.2009 налоговому органу без исполнения инкассовых поручений от 24.07.2008, в том числе N 4953 на взыскание задолженности по НДФЛ в сумме 3 366 615 руб.
Общество в соответствии с требованиями законодательства о несостоятельности (банкротстве) открыло расчетный счет N 40702810800090000693 в ФМ КБ "М", на который налоговым органом повторно было выставлено инкассовое поручение N 4953 от 18.08.2009 на взыскание задолженности по НДФЛ в сумме 3 366 615 руб.
Полагая, что действия Инспекции по направлению инкассового поручения N 4953 от 18.08.2009 не соответствуют закону, а также нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных Обществом требований, суд исходя из ст.ст. 2 и 4 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", а также с учетом п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 пришел к обоснованному выводу о том, что подлежащий перечислению Обществом налог на доходы физических лиц в сумме 3 366 615 руб., не является обязательным платежом, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, и взыскивается вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке, т.е. в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 НК РФ.
При этом, оценив фактические обстоятельства спора, суд сделал вывод о соблюдении налоговым органом пресекательных сроков для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (два месяца, согласно ст. 46 НК РФ) и вынесения постановления о взыскании налога за счет иного имущества (1 год, согласно ст. 47 НК РФ), указав, что налоговое законодательство не устанавливает ограничений по направлению на основании вынесенных в срок решений о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках новых инкассовых поручений в связи с закрытием расчетных счетов, на которые были выставлены прежние инкассовые поручения.
Между тем, судом не учтено следующее.
Федеральным законом N 137-ФЗ от 04.11.2005, вступившим в силу с 01.01.2007, ст.ст. 45, 46, 70 НК РФ изложены в новой редакции, а ст. 47 НК РФ дополнена отдельными положениями.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится налоговым органом последовательно в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога за счет денежных средств производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Следовательно, с направлением требования закон связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.
В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из системного анализа указанных норм, с учетом положений ст.ст. 69, 70 НК РФ, а также ст.ст. 46, 47 НК РФ, процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Инспекция реализовало право на взыскание налога во внесудебном порядке в полном объеме: выставлено требование N 448 от 11.07.2008 об уплате налогов, пени и штрафов; 24.07.2008 были выставлены инкассовые поручения на списание налогов, пени и налоговых санкций; приняты решение N 2840 от 24.07.2008 о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, решение и постановление N 636 от 30.07.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации; возбуждено исполнительное производство N 18/3495/882/5/2008 (постановление от 01.08.2008).
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного выставления инкассового поручения 18.08.2009.
Факт окончания исполнительного производства по постановлению N 636 от 30.07.2008 в части взыскания 3 366 615 руб. налога на доходы физических лиц в связи с признанием Общества несостоятельным (банкротом) и введения отношении него конкурсного производства (постановление от 28.11.2008), не имеет правового значения, поскольку законность такого окончания не является предметом настоящего спора.
Действия по обращению взыскания налога во внесудебном порядке может быть произведено налоговым органом в пределах годичного срока, установленного абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, который является пресекательным.
Кроме того, Налоговым кодексом непредусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика.
Оспариваемое инкассовое поручение N 4953 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 3 366 615 руб. было выставлено Инспекцией 18.08.2009, т.е. с нарушением срока установленного п. 4 ст. 46 НК РФ и после принятия решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, и направления постановления судебному приставу исполнителю.
В связи с этим оно не может быть признано законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований у суда первой и апелляционной инстанций не имелось, в связи с чем принятые им решение и постановления в силу п. 3 ч. 2 ст. 288 АПК РФ подлежит отмене, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение, удовлетворив заявленные Обществом требования.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А48-5053/2009 отменить.
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Н" требования удовлетворить.
Действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Орловской области по направлению в Банк инкассового поручения N 4953 от 18.08.2009 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 3 366 615 руб. признать незаконным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
...
Действия по обращению взыскания налога во внесудебном порядке может быть произведено налоговым органом в пределах годичного срока, установленного абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, который является пресекательным.
Кроме того, Налоговым кодексом непредусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика.
Оспариваемое инкассовое поручение N 4953 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 3 366 615 руб. было выставлено Инспекцией 18.08.2009, т.е. с нарушением срока установленного п. 4 ст. 46 НК РФ и после принятия решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, и направления постановления судебному приставу исполнителю."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2010 г. по делу N А48-5053/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании