Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 июня 2010 г. по делу N А08-4148/2009-26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области - Х.В.Г. - начальника отдела кадрового и юридического обеспечения (доверенность от 15.10.2009, б/н, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "О" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А08-4148/2009-26, установил:
Закрытое акционерное общество "О" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области (далее - Управление) о признании незаконными действий должностного лица Управления по выдаче разрешений на охоту на территории прудов, а также действий в части понуждения ЗАО "О" в получении разрешения на товарное рыборазведение на прудах, расположенных в х. Клиновый, х. Свистовка, с. Новоалександровка, с. Ржевка Ровеньского района Белгородской области (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "О" и Фондом имущества Ровеньского района Белгородской области 27.05.1993 заключен договор купли-продажи, по которому Общество приобрело в собственность имущество рыбхоза "Р", расположенного в п. Ровеньки Белгородской области.
По акту приема-передачи ЗАО "О" приняло на баланс четыре пруда колхозов имени Ленина "1-е Мая", "Заветы Ильича", "Рассвет".
На основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 17.07.1997 по делу N А08-787/97-2 ЗАО "О" выделен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 403.78 га под приватизированным предприятием, в том числе под прудами и сооружениями прудов.
Согласно судебным актам арбитражных дел N А08-1557/98-11, N А08-4362/03-11, N А08-9065/2008-26 ЗАО "О" приобрело в собственность вышеуказанные пруды, как объекты производственно-технического назначения по товарному рыборазведению.
11 декабря 1997 года ЗАО "О" получило свидетельство о праве N 31:24:48:47:28:30:24:12, согласно которому Общество приобретало в постоянное бессрочное пользование земельные участки, расположенные под приватизированным предприятием.
Полагая, что действия должностного лица Управления в части выдачи разрешений на охоту на территориях прудов, расположенных х. Клиновый, с. Свистовка, с. Новоалександровка, с. Ржевка Ровеньского района Белгородской области, а также действия в части понуждения в получении разрешения на товарное рыборазведение на вышеуказанных прудах не соответствуют требованиям действующего законодательства, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействия) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся, в частности: организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют, в том числе, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области в соответствии с Положением "Об управлении охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области", утвержденным распоряжением Правительства Белгородской области от 23.05.2008 N 181-рп, осуществляет организацию охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.1 Должностного регламента начальника Алексеевского межрайонного отдела охраны и надзора за использованием объектов животного мира, водных ресурсов и среды их обитания, к обязанностям должностного лица Управления относится, в том числе, выдача путевок (разрешений) физическим лицам - охотникам для осуществления охоты на территории охотничьих угодий общего пользования Ровеньского района.
В соответствии с пунктом 3 Положения "Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в редакции от 03.05.1994), под охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. При этом охотничьи угодья разделяются на: угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями; угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты; угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны).
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что пруды, расположенные в х. Клиновый, х. Свистовка, с. Новоалександровка, с. Ржевка Ровеньского района Белгородской области, находятся в частной собственности и не являются естественным местом обитания дикой птицы, в связи с чем не могут использоваться для охотничьего хозяйства, и выдача лицензий и разрешений на использование объектов животного мира на территории данных прудов нарушает осуществление хозяйственной деятельности.
Между тем, оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Общество не представило доказательств того, что охота осуществлялась на принадлежащих ЗАО "О" прудах на основании выданных должностным лицом разрешений (лицензий), в связи с чем не усмотрели нарушения прав и законных интересов заявителя как собственника вышеуказанных прудов.
Помимо указанного судами отклонен довод о понуждении должностным лицом Управления на получение разрешения на товарное рыборазведение на прудах Общества за недоказанностью.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Ссылку Общества на необходимость привлечения в качестве третьего лица Управления Агентства по рыболовству по Белгородской области кассационная коллегия находит несостоятельной, так как в данном случае судами первой и апелляционной инстанций решение о правах и обязанностях последнего не принималось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в судах обеих инстанций, им дана надлежащая оценка. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судами не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А08-4148/2009-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся, в частности: организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют, в том числе, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области в соответствии с Положением "Об управлении охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области", утвержденным распоряжением Правительства Белгородской области от 23.05.2008 N 181-рп, осуществляет организацию охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2010 г. по делу N А08-4148/2009-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании