Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 июня 2010 г. по делу N А35-8885/08-С2
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2010 г. N ВАС-12433/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от "С" - З.И.А. - представитель, доверенность от 12.01.2010, от Администрации города Курска - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от прокуратуры Курской области - Б.Н.С. - представитель, доверенность от 09.02.2010 N 08/2010, от Земельного комитета города Курска - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от муниципального унитарного предприятия "К" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу "С" на решение Арбитражного суда Курской области от 03.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу N А35-8885/08-С2, установил:
"С" обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Курска (далее - Администрация) от 30.10.2008 N 1948 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Курска от 22.11.2007 N 3224 (в редакции от 26.12.2007 N 3646)".
Решением суда от 03.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 05.03.2005 N 04/40 "Об использовании имущества муниципальной собственности" за МУП "К" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество муниципальной собственности, согласно приложению, и передано по передаточному акту от 05.03.2005, в том числе здания, расположенные по адресу: г. Курск, ул. Э., 140, а именно: гараж площадью 80,1 кв. м, здание администрации площадью 123 кв. м, клуб площадью 214, 4 кв. м, контора площадью 128, 9 кв. м, крытый торговый центр площадью 1616,9 кв. м, павильон "Животноводство" площадью 57, 1 кв. м, павильон "Зерно" площадью 55,7 кв. м, павильон "Коллективное садоводство" площадью 112,7 кв. м, павильон "Корма" площадью 52,2 кв. м, павильон "Курская руда" площадью 117, 3 кв. м, павильон "Милорд" площадью 21,4 кв. м, павильон "Мясомолочная промышленность" площадью 50,4 кв. м, павильон "Народное образование" площадью 51,8 кв. м, павильон "Охрана природы" площадью 55,7 кв. м, павильон "Пищевая промышленность" площадью 60,4 кв. м, павильон "Плоды и овощи" площадью 111,9 кв. м, павильон "Птицеводство" площадью 54,7 1кв. м, павильон "Пчеловодство" площадью 59,8 кв. м, павильон "Рацизобретения" площадью 59,7 кв. м, павильон "Сахарная свекла" площадью 99,1 кв. м, павильон "Сельхозхимия" площадью 59,8 кв. м, павильон "Строитель" с тамбуром площадью 223,4 кв. м, павильон "Главный" площадью 1930 кв. м, подстанция площадью 45,6 кв. м, уборная кирпичная площадью 9,02 кв. м, "Чайная" площадью 55,3 кв. м
Администрация города Курска 30.08.2006 заключила с МУП "К" договор N69380ю аренды земельного участка из земель поселений общей площадью 73 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Э. 140, для торговой деятельности и под лесопарковую зону на срок до 06.06.2021 (договор расторгнут 25.03.2008).
Право собственности МО "Г" на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке 11.10.2006 (свидетельство о государственной регистрации права серия 46 АГ N 127226).
Постановлением Администрации города Курска от 02.11.2007 N 3054 земельные участки, образованные в результате размежевания земельного участка площадью 73 100 кв. м, предоставлены МУП "К" в аренду сроком на 15 лет: участок площадью 2,5665га под лесопарковую зону; участок площадью 1,4750га для производственно-хозяйственной деятельности; участок площадью 1,1902га для производственно-хозяйственной деятельности; участок площадью 0,9538 га для торговой деятельности; участок площадью 0,5152га для торговой деятельности; участки площадью 0,4963га и площадью 0,1130га отнесены к свободным городским землям.
Распоряжением Администрации города Курска от 19.11.2007 N 2055-ра МУП "К" разрешено проектирование комплекса 2-3 этажных зданий торгово-общественного назначения на земельных участках площадью 1,1902 га и 0,9538 га по ул. Э., 140, находящихся в аренде последнего, со сносом существующих строений объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Ассоциация "К" 19.11.2007 обратилась в Администрацию г. Курска с заявлением N 99 о предоставлении 2-х земельных участков площадью 1,1902га и 0,9538га для оперативного решения вопросов по проектированию и строительству зданий общественного назначения по указанному адресу сроком на 3 года со сносом ветхих строений.
Администрация города Курска постановлением от 22.11.2007 N 3224 изъяла земельные участки площадью 1,1902га и 0,9538га по ул. Э., 140 у МУП "К" и предоставила их "Строительно-производственной ассоциации "К" в аренду сроком на 3 года под проектирование комплекса 2-3-х этажных зданий торгово-общественного назначения.
На основании указанного постановления 29.12.2007 с Ассоциацией "К" заключены договоры N 106975ю и N 106976ю аренды земельных участков из земель населенных пунктов площадью 11902 кв. м и 9 538 кв. м соответсвенно, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Э. 140, под проектирование комплекса 2-3-х этажных зданий торгово-общественного назначения на срок до 22.11.2010.
Ассоциация "К" 19.03.2008 заключила с ООО "М" договор подряда N 07-08 на разработку и согласование рабочего проекта комплекса 2-3-х этажных зданий торгово-общественного назначения по ул. Э., 140 в г. Курске (без инженерных сетей).
Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска в адрес главы Администрации города Курска 11.08.2008 направлен протест N 07-01 с требованием отменить постановление Администрации города Курска от 22.11.2007 N 3224 в связи с несоответствием действующему земельному законодательству.
По результатам рассмотрения протеста прокурора постановлением Администрации города Курска от 30.10.2008 N 1948 ранее принятое постановление от 22.11.2007 N 3224 (в ред. от 26.12.2007 N 3646) признано утратившим силу.
Не согласившись с постановлением Администрации от 30.10.2008 N 1948, Ассоциация "К" обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в числе прочего работы по формированию земельного участка - подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор испрашиваемого земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, осуществляется кадастровый учет и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что сформированный земельный участок, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом, предоставляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при предоставлении в аренду Ассоциации "К" земельных участков площадью 1,1902га и 0,9538га по ул. Э., 140 г. Курска торги (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договоров аренды данных земельных участков не проводились, акт выбора земельных участков не оформлялся, решения о согласовании мест размещения объектов не принимались, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении данных земельных участков для строительства Администрацией не осуществлялось.
На основании изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что при принятии постановления от 22.11.2007 N 3224 о предоставлении "Строительно-производственной ассоциации "К" земельных участков площадью 1,1902га и 0,9538га по ул. Э., 140 был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков для строительства.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как следует из материалов дела, на участках, предоставленных в аренду Ассоциации "К", расположены объекты недвижимости, закрепленные за МУП "К" на праве хозяйственного ведения, которое в установленном порядке прекращено не было.
Кроме того, распоряжение от 19.11.2007 N 2055-ра, которым МУП "К" разрешено проектирование комплекса 2-3 этажных зданий торгово-общественного назначения на земельных участках площадью 1,1902га и 0,9538га по ул. Энгельса, 140, Администрацией города Курска на момент принятия решения о предоставлении этих участков не отменено.
Таким образом, на момент предоставления Администрацией спорных земельных участков Ассоциации "К" эти участки не были свободны от прав третьих лиц.
Указанные выводы суда заявителем кассационной жалобы не обжалуются.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт либо судом.
Таким образом, поскольку постановление от 22.11.2007 N 3224 о предоставлении в аренду Ассоциации "К" земельных участков принято Администрацией с нарушением установленного порядка, данный орган местного самоуправления на основании статьи 48 Закона N 131-ФЗ правомерно отменил указанный ненормативный акт.
Кроме того, отмена данного постановления осуществлена Администрацией города Курска во исполнение протеста прокурора N 07-01, что соответствует требованиям статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Поскольку оспариваемое в настоящем деле постановление органа местного самоуправления об отмене ранее принятого им ненормативного акта соответствует закону, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Ассоциации "К".
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при принятии постановления от 30.10.2008 N 1948 Администрацией нарушен принцип равенства участников гражданского законодательства, а также допущено злоупотребление правом, документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах спора оснований считать, что постановление Администрации от 30.10.2008 N 1948 не соответствуют нормам статей 1, 8, 10 и 124 ГК РФ, а также статье 35 Конституции Российской Федерации, на которые ссылается и заявитель жалобы, у кассационной инстанции не имеется. Кроме того, заявителем жалобы не приведено мотивов, по которым следует считать указанные нормы нарушенными.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу N А35-8885/08-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при принятии постановления от 30.10.2008 N 1948 Администрацией нарушен принцип равенства участников гражданского законодательства, а также допущено злоупотребление правом, документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах спора оснований считать, что постановление Администрации от 30.10.2008 N 1948 не соответствуют нормам статей 1, 8, 10 и 124 ГК РФ, а также статье 35 Конституции Российской Федерации, на которые ссылается и заявитель жалобы, у кассационной инстанции не имеется. Кроме того, заявителем жалобы не приведено мотивов, по которым следует считать указанные нормы нарушенными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2010 г. по делу N А35-8885/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании