Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 мая 2010 г. по делу N А35-3319/09-С9
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - А.Н.Г. - представителя (доверенность от 20.04.2009, б/н, постоянная); от Администрации Курской - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, области в лице Комитета по тарифам и ценам - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "П" на решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.10 по делу N А35-3319/09-С9, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - Общество, ООО "П") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Администрации Курской области в лице Комитета по тарифам и ценам о признании незаконными действий по расчету экономически обоснованного тарифа на услугу по перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах МО "Г" в автобусах большой и особо большой вместимости, принадлежащих ООО "П", в размере 9 рублей за одну поездку, отраженному в экспертном заключении (без номера и даты) Комитета по тарифам и ценам Курской области и Протоколе Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - комитет) от 16.01.09 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.10.09 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.10 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.10.08 общество направило в комитет письмо с предложением пересмотреть (увеличить) тариф на городские перевозки в автобусах общего пользования ООО "П", приложив заключение ООО К" по экспертизе экономического обоснования тарифа, по результатам которого был определен тариф на перевозку 1 пассажира в величине 13,24 руб. как минимально допустимый.
Комитетом по тарифам и ценам было проведено и предоставлено перевозчику ООО "П" экспертное заключение "По расчету тарифа на услугу по перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах МО "Г" в автобусах большой вместимости, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и ООО "П", в соответствии с которым был пересмотрен ранее действующий тариф и произведен расчет себестоимости услуги по перевозке пассажиров. На основании указанного заключения экспертами Комитета предложено утвердить тариф на перевозку пассажиров и багажа в пределах границ муниципального образования "Г" в автобусах большой и особо большой вместимости в размере 9 рублей за одну поездку.
Считая действия Комитета по тарифам и ценам Курской области, выразившиеся в расчете экономически обоснованного тарифа на услугу по перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах МО "Г" в автобусах большой и особо большой вместимости, принадлежащих ООО "П", в размере 9 рублей за одну поездку, незаконными, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Губернатора Курской области от 21.06.05 N 458 утверждено Положение о Комитете по тарифам и ценам Курской области (далее - Положение), согласно которому комитет является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен).
В соответствии с 1.8 раздела III Положения комитет в целях реализации возложенных на него функций устанавливает тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции, согласно п. 4 раздела I Положения принимает постановления, которые обязательны для исполнения на территории Курской области.
Пунктом 4 раздела IV Положения предусмотрено, что для определения основных направлений деятельности комитета и принятия постановлений образуется Правление комитета из числа его работников - коллегиальный орган.
Решения указанного Правления принимаются простым большинством голосов его членов.
Таким образом, нормативно-правовым актом Губернатора Курской области к компетенции комитета отнесено исполнение государственной функции: установление тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении путем принятия постановлений коллегиальным органом, то есть Правлением комитета.
Постановление комитета об утверждении тарифа устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что именно постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.01.09 N 3 "О тарифах на маршрутные перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, принадлежащим ООО "П" и индивидуальным предпринимателем, в пределах границ муниципального образования "Г" был утвержден тариф для заявителя и соответственно установлены его права и обязанности по получению платы за оказываемую им услугу по цене, утвержденной комитетом. При этом судами принято во внимание, что названное постановление комитета обжалуется обществом в рамках арбитражного дела N А35-3320/09-С9.
Кроме того, суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что экспертное заключение по расчету и установлению экономически обоснованного тарифа на услугу по перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах МО "Г", в автобусах большой вместимости, принадлежащих ООО "П", является документом, в котором эксперты комитета дают оценку представленным расчетным материалам предприятия и вносят предложения на рассмотрение Правления комитета по величине регулируемого тарифа.
Само по себе названное экспертное заключение не устанавливает для Общества каких-либо прав и обязанностей, не является распорядительным документом.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, суды не усмотрели, что оспариваемые обществом действия не соответствуют действующим правовым нормам и что права и законные интересы Общества нарушены.
Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда курской области от 16.10.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.10 по делу N А35-3319/09-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что именно постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.01.09 N 3 "О тарифах на маршрутные перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, принадлежащим ООО "П" и индивидуальным предпринимателем, в пределах границ муниципального образования "Г" был утвержден тариф для заявителя и соответственно установлены его права и обязанности по получению платы за оказываемую им услугу по цене, утвержденной комитетом. При этом судами принято во внимание, что названное постановление комитета обжалуется обществом в рамках арбитражного дела N А35-3320/09-С9.
...
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2010 г. по делу N А35-3319/09-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании