Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 мая 2010 г. по делу N А35-5660/2009-С9
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Б.А.И. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная), Х.К.В. - представителя (доверенность от 11.01.2010, б/н, постоянная), Д.М.В. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная), от Комитета по Курской области тарифам и ценам - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "М" в лице филиала "К" на решение Арбитражного суда Курской области от 16.03.2010 по делу N А35-5660/2009-С9, установил:
Открытое акционерное общество "М" в лице филиала "К" (далее - Общество, ОАО "М" в лице филиала "К", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании Постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 N 43 "О внесении изменений в Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" недействующим.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд признал оспариваемое Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 N 43 соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Регламенту рассмотрения дел установления тарифов, утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-Э/2, имеющим большую юридическую силу.
В кассационной жалобе Общество просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "М" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии. В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам России от 31.03.2008 N 86-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", ОАО "М" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении ОАО "М" применяется государственное регулирование и контроль.
ОАО "М" осуществляет свою деятельность на территории одиннадцати субъектов Российской Федерации. На территории Курской области деятельность осуществляет структурное подразделение ОАО "М" - филиал "К".
28 ноября 2008 года Комитетом по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) принято постановление N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
22 мая 2009 года Комитетом принято Постановление N 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год", которым внесены изменения в ранее принятое постановление комитета от 28.11.2008 N 160. Указанное постановление опубликовано в областном общественно - деловом еженедельнике "Курск" от 27.05.2009 N 21.
В соответствии с названным постановлением от 22.05.2009 N 43 на территории Курской области с 01.06.2009 по 31.12.2009 установлены одноставочные тарифы по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Полагая, что упомянутое Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области не соответствует федеральному законодательству, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Регламенту рассмотрения дел установления тарифов, утвержденному Приказом ФСТ России N 130-э от 08.04.2005, пункту 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и ценна электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-Э/2, препятствует соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, исключает формирование конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования, и нарушает законные права и интересы заявителя, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в ч. 4 ст. 194 АПК РФ и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Указанная проверка включает в себя как проверку наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с п. 2 Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 N 458, Комитет является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на территории Курской области.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2004 N 123 Федеральная служба по тарифам является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов являются органами, уполномоченными отменять решения органов местного самоуправления, принятые с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в области электроэнергетики.
В соответствии со ст. 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Как установлено судом, Постановлением Комитета от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" были утверждены: тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "К" согласно приложению N 1; тарифы на услугу по передаче электрической энергии распределительным сетям сетевых организаций для потребителей Курской области согласно приложению N 2.
Указанные тарифы действовали с 01 января по 31 декабря 2009 года, одноставочных котловых тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2009 год указанным постановлением установлено не было.
Осуществляя полномочия в соответствии с п. 6.5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации, от 12.04.2009 N 354), Федеральная служба по тарифам России (далее - ФТС) направило Комитету предписание от 07.05.2009 N 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" в части необходимости установления одноставочных котловых тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2009 год.
Во исполнение указанного предписания Комитет произвел расчет одноставочных единых котловых тарифов на услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-Э/2, и на основе статей затрат и размера необходимой прибыли, предложенными экспертной группой комитета для расчета двухставочных тарифов согласно экспертному заключению от 27.11.2008 и утвержденных Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 N 160 и протоколом от 28.11.2008 N 160.
На основании приведенных расчетов в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и во исполнение предписания ФСТ России от 07.05.2009 N 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" Комитет по тарифам и ценам Курской области принял оспариваемое постановление от 22.05.2009 N 43.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что при принятии оспариваемого постановления Комитет по тарифам и ценам Курской области действовал в рамках полномочий, определенных действующим законодательством.
Довод Общества о том, что одноставочные тарифы на услугу по передаче электрической энергии сетевых организаций Курской области установлены и введены в действие не с начала очередного года и на срок менее одного года в нарушение ч. 2 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, судом правомерно отклонен.
Правительством Российской Федерации приняты специальные нормы, регламентирующие действие установленных тарифов во времени.
Согласно ч. 1 п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила), тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Правил действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Комитет вынес оспариваемое постановление в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации во исполнение предписания ФСТ России от 07.05.2009 N 160-к, которым Комитету предписывалось привести постановление 28.11.2008 N 160 в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учетом установления одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в срок до 1 июня 2009 года и письменно сообщить в Федеральную службу по тарифам России об исполнении настоящего предписания в срок до 5 июня 2009 года, суд правомерно указал, что постановление Комитета от 22.05.2009 N 43 является решением, направленным на приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем на исчисление срока его действия не распространяются положения ч. 1 п. 6 Правил.
Кроме того, пунктом 25 Правил определено, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление Комитета распространяет свое действие только на те правоотношения, которые возникли после введения его в действие, а именно, с 27.05.2009 - момента опубликования в газете "Курск".
Коллегия считает, что судом обоснованно не принята ссылка заявителя на то, что Комитетом нарушена процедура установления одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленная Регламентом рассмотрения дел установления тарифов, утвержденного Приказом ФСТ от 08.04.2005 N 130-э, в связи со следующим.
В силу п. 1 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и(или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию(мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2009 N 130-э (в редакции приказа ФСТ от 06.04.2009 N 125) (далее - Регламент), рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется, в том числе по инициативе регулирующего органа.
Согласно пункту 25 Регламента рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) на правлении регулирующего органа осуществляется в присутствии полномочных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, которая за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии).
Не позднее чем за один день до заседания правления регулирующего органа организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Однако суд исходил из того, что Комитет принял постановления от 22.05.2009 N 43 по своей инициативе (не по заявлению организации), во исполнение предписания ФСТ России от 07.05.2009 N 160-к.
Согласно пунктам 10, 12, 19 Регламента открытие дела об установлении тарифа, назначение уполномоченного по делу и, следовательно, порядок рассмотрения данного дела является обязательным при обращении с заявлениями об установлении тарифов и (или) их предельных уровней организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Регламент не содержит положений, обязывающих орган регулирования, который принимает решение (Постановление) по собственной инициативе, направленное на приведение ранее принятого решения (Постановления) об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, согласно предписанию ФСТ России, принимать его в порядке, аналогичном порядку рассмотрения дел по инициативе организации.
Помимо этого, суд отметил, что необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием филиала ОАО "М"-"К" при принятии постановления комитета от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
В соответствии с пунктом 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-Э/2, и формулами 13, 13.1, 13.2, 13.3 данного пункта для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному тарифу, двухставочные котловые тарифы на услугу по передаче электрической энергии, установленные Постановлением комитета от 28.11.2008 N 160, комитет преобразовал в одноставочные, которые были введены в действие оспариваемым постановлением.
Поскольку расчет одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, организаций, оказывающих услугу по передаче электроэнергии, на 2009 год был произведен на основе затрат и размера необходимой прибыли, предложенной экспертной группой комитета для расчета двухставочных тарифов, суд правильно не усмотрел оснований для признания неправомерным порядка установления Комитетом рассматриваемого одноставочного тарифа.
Судом учтено, что при принятии Комитетом Постановления от 28.11.2008 N 160 и Постановления от 22.05.2009 N 43 размер необходимой валовой выручки при расчете единых (котловых) тарифов на территории Курской области на 2009 год был принят на основании предложений сетевых организаций Курской области по величине их экономически обоснованных затрат в размере 4271465 руб., при полезном отпуске электроэнергии потребителям Курской области 5266,66 млн. кВт/ч и заявленной мощности 699,84 МВт. Все необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием филиала ОАО "М"-"К" при принятии постановления Комитета от 28.11.2008 N 160.
Иных показателей при принятии постановления от 22.05.2009 N 43 Комитет не применял, поэтому довод Общества о том, что оспариваемое постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты ОАО "М" в лице филиала "К" на обеспечение процесса энергоснабжения, судом обоснованно отклонен.
Ссылка Общества на возникновение у него убытков не является самостоятельным основанием для признания нормативного акта незаконным.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая положения Закона N 41-ФЗ и указанных выше нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам России, суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 N 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем не усмотрел оснований для признания его незаконным и недействующим.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, явились обоснованием позиции заявителя. Они сводятся к другой оценке установленных судом обстоятельств и иной трактовке норм действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не опровергают правильность выводов арбитражного суда. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной коллегии не имеется в силу ст. 286 АПК РФ.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.03.2010 по делу N А35-5660/2009-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом учтено, что при принятии Комитетом Постановления от 28.11.2008 N 160 и Постановления от 22.05.2009 N 43 размер необходимой валовой выручки при расчете единых (котловых) тарифов на территории Курской области на 2009 год был принят на основании предложений сетевых организаций Курской области по величине их экономически обоснованных затрат в размере 4271465 руб., при полезном отпуске электроэнергии потребителям Курской области 5266,66 млн. кВт/ч и заявленной мощности 699,84 МВт. Все необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием филиала ОАО "М"-"К" при принятии постановления Комитета от 28.11.2008 N 160.
Иных показателей при принятии постановления от 22.05.2009 N 43 Комитет не применял, поэтому довод Общества о том, что оспариваемое постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты ОАО "М" в лице филиала "К" на обеспечение процесса энергоснабжения, судом обоснованно отклонен.
...
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая положения Закона N 41-ФЗ и указанных выше нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам России, суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 N 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 N 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "К" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем не усмотрел оснований для признания его незаконным и недействующим."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2010 г. по делу N А35-5660/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании