Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 июня 2010 г. N Ф10-1538/10 по делу N А14-10410/2009/334/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: МУП "В", г. Воронеж - не явились, извещены надлежаще, от ответчиков: МКП "В", г. Воронеж - не явились, извещены надлежаще, МО городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2010 года по делу N А14-10410/2009/334/15, установил:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "В" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к МКП "В" и МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 539 024 руб. 66 коп. за период с 11.08.2007 г. по 07.04.2009 г. При этом при недостаточности денежных средств у МКП "В" истец просил возложить субсидиарную ответственность на МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также суд указал, что при недостаточности средств, находящихся в распоряжении Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "В", субсидиарную ответственность возложить на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа города Воронеж за счет средств муниципальной казны.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, МО городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в части возложения на муниципальное образование субсидиарной ответственности.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что субсидиарная ответственность собственника по обязательствам казенного предприятия в силу ст. 115 ГК РФ наступает при недостаточности имущества такого предприятия.
В остальной части судебные акты заявителем не обжалуются и поэтому в силу требований ст. 286 АПК РФ не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
До рассмотрения кассационной жалобы в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о проведении процессуального правопреемства на основании Свидетельства ЕГРЮЛ от 4 мая 2010 года, согласно которому изменилось наименование Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж на Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж.
С учетом требований ст. 48 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленное Департаментом финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж ходатайство и произвести процессуальную замену.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2010 года изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, между истцом и МКП "В" были заключены муниципальные контракты N 1187 от 12.03.2007 г., от 01.01.2008 г., в соответствии с которыми истец (энергоснабжающая организация) принял на себя обязательство оказывать МКП "В" (абоненту) услуги по водоснабжению и канализованию стоков.
Решениями Арбитражного суда Воронежской области от 24 ноября 2008 года по делу 3 А14-7743/200/263/15 и от 24.06.2008 г. по делу N А14-2512/2008/78/31 с МКП "В" в пользу истца было взыскано 4 467 099 руб. 29 коп. задолженности за услуги по водоснабжению и водоотведению, оказанные в период с 01.07.2007 г. по 30.06.2008 г.
При этом при недостаточности денежных средств у основного должника субсидиарная ответственность была возложена на Муниципальное образование Городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж.
Взысканная решениями арбитражного суда задолженность была полностью погашена ответчиком - МКП "В".
Ссылаясь на то обстоятельство, что со стороны ответчика имело место нарушение исполнения обязательства в части срока оплаты оказанных услуг, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и взыскивая с МКП "В" в пользу истца проценты за пользование чужими денежными средствами, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности. В этой части обжалуемые судебные акты заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
Принимая решение по делу, арбитражный суд указал также, что при недостаточности средств, находящихся в распоряжении Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "В", субсидиарную ответственность следует возложить на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа города Воронеж за счет средств муниципальной казны.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда несоответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Исходя из смысла п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
На основании изложенного, ответственность собственника имущества предприятия является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 115 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (ч. 3 п. 3 ст. 215 ГК РФ).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ
От имени казны муниципального образования выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
В кассационной жалобе заявителем не оспаривается, что Управление является финансовым органом, который выступает от имени казны муниципального образования.
Согласно положению о Финансово-казначейском управлении Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02.06.2008 г., ФКУ является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец не доказал факт недостаточности имущества казенного предприятия для исполнения своих обязательств, что по его мнению, является необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку выяснение данного обстоятельства не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, вывод суда о том, что муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице ФКУ должно привлекаться к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении МКП городского округа город Воронеж "В", противоречит требованиям ст. 115 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суд апелляционной инстанции подлежат изменению в связи с нарушением норм материального права.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 ноября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2010 года по делу N А14-10410/2009/334/15 изменить.
При недостаточности имущества, находящегося в распоряжении Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "В" субсидиарную ответственность возложить на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положению о Финансово-казначейском управлении Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02.06.2008 г., ФКУ является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истец не доказал факт недостаточности имущества казенного предприятия для исполнения своих обязательств, что по его мнению, является необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку выяснение данного обстоятельства не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, вывод суда о том, что муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице ФКУ должно привлекаться к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении МКП городского округа город Воронеж "В", противоречит требованиям ст. 115 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2010 г. N Ф10-1538/10 по делу N А14-10410/2009/334/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании