Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 июня 2010 г. по делу N А23-5927/09А-21-283
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "УК "А" - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ИФНС России по Московскому округу г. Калуги - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по Московскому округу г. Калуги на решение арбитражного суда Калужской области от 26.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А23-5927/09А-21-283, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "А" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому округу г. Калуги (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 16.11.2009 N 1167 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов
Решением арбитражного суда Калужской области от 26.01.2010 заявление удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу решение и постановление, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, протоколом N 1 общего собрания учредителей от 05.07.2004 принято решение о создании ООО "Управляющая компания "А", которое зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.2004, включено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1044004604907.
Учредителями Общества выступили К.В.П. (14% доли), О.В.Л. (16%доли), П.А.В. (14% доли), П.В.Т. (14% доли), Т.Н.В. (14% доли), Ц.Н.В. (13% доли), Ш.О.В. (14% доли). Уставный капитал на момент создания общества составлял 10 000 руб.
Впоследствии на общем собрании участников Общества, состоявшемся 03.08.2004, были внесены изменения в учредительный договор и устав Общества, в соответствии с которыми уставный капитал увеличен на 22 934 088 руб. путем внесения каждым участником определенного количества акций ОАО "А" и, тем самым, определен в размере 22 944 088 руб. (10 000 руб. + 22 934 088 руб.).
Общество 07.09.2004 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р13001 о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. При этом, на листе В к заявлению относительно сведений о размере уставного капитала юридического лица ошибочно указало 22 934 088 руб. (т.е. в меньшем размере).
Инспекцией 08.09.2008 принято решение N 578 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Управляющая компания "А", в т.ч. уставной капитал Общества зарегистрирован в размере 22 934 088 руб. (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 40 N 000697871, запись от 08.09.2004 за государственным регистрационным номером 2044004606512).
ООО "УК "А" 13.10.2009 в ИФНС России по Московскому округу г. Калуги представило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в целях приведения их в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации согласно требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.
Инспекция решением от 16.11.2009 отказала Обществу в государственной регистрации юридического лица, со ссылкой на п. 1 ст. 17 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
По мнению регистрирующего органа, заявителем не представлены документы, определенные п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (оформлено ненадлежащим образом).
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным, нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Из совокупности положений ст. 11 Закона N 129-ФЗ, ст. 198 АПК РФ следует, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица является ненормативным правовым актом. В связи с этим к спорам о признании недействительными решений регистрирующих органов подлежат применению нормы, содержащиеся в гл. 24 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также для внесения в реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации (о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц) по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соответствие вносимых в учредительные документы юридического лица изменений установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также достоверность содержащихся в этих учредительных документах и в заявлении сведений, соблюдение установленного федеральным законом порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и непосредственно текст вносимых изменений; документ об уплате государственной пошлины.
На основании п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 данного Закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Следует отметить, что согласно изменениям, внесенным в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, введен в действие с 01.07.2009 п. 4.1 ст. 9, на основании которого регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
Таким образом, Закон N 129-ФЗ не наделяет регистрирующий орган правом проведения правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов.
Оценивая представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество представило в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, предусмотренные ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Суд правомерно отклонил довод Инспекции об обоснованности отказа в регистрации ввиду того, что в представленных в регистрирующий орган изменениях, вносимых в учредительные документы, сведения об уставном капитале и учредителях (участниках) не соответствовали сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и что в регистрирующий орган не представлено заявление по форме Р 14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, действовавшей в редакции до 30.12.2008, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, в ЕГРЮЛ не содержались.
На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-Ф3, п.п. "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ дополнен положением о необходимости указания в государственном реестре следующих сведений в отношении обществ с ограниченной ответственностью: о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении.
Кроме того, ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью, в целях приведения их в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-Ф3 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции настоящего Федерального закона) вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников соответствующих обществ на основании их уставов в редакции, действующей на момент государственной регистрации указанных изменений, или вступившего в законную силу и поступившего в регистрирующий орган на момент государственной регистрации указанных изменений решения суда о принадлежности долей в уставном капитале общества (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-Ф3).
На момент обращения с заявлением о регистрации рассматриваемых изменений уставной капитал по действующему уставу ООО "УК "А" составлял 22 944 088 руб., с учетом чего распределены доли участников. Состав участников Общества, информация о которых уже содержалась в Реестре на момент государственной регистрации изменений, вносимых у устав Общества, не изменился.
Из содержания ч. 6 ст. 5 Закона N 312-ФЗ и п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ следует вывод о том, что если при перерегистрации устава в новой редакции до 01.01.2010 в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о размерах долей участников общества (согласно прежней редакции устава), которые не соответствуют действительности, приоритетом перед положениями устава будут иметь сведения ЕГРЮЛ независимо от содержания устава ООО. Тем самым ответственность за достоверность сведений, заявленных к государственной регистрации, возложена на общества с ограниченной ответственностью.
С учетом изложенного суд правильно указал, что до приведения устава в соответствие с новыми требованиями законодательства в ЕГРЮЛ будут отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава общества.
В рассматриваемом случае сведения о размерах и стоимости долей не содержались в ЕГРЮЛ и соответствуют сведениям, содержащимся в уставе. При этом, техническая ошибка, допущенная в 2004 году при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, устранена (на основании Раздела 5 Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3- 09/16@, Общество 14.01.2010 подало в регистрирующий орган заявление по форме 14001 об устранении технической ошибки в части сведений об уставном капитале юридического лица).
Кроме того, как обоснованно указала апелляционная коллегия, поскольку государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице на основании заявлений по форме Р13001 и по форме Р 14001 являются разными регистрационными действиями, совершаемые на основании разных комплектов документов, поэтому непредставление документов, необходимых для одной регистрации, не может являться основанием для отказа в другой регистрации.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки в ходе рассмотрения заявления по существу. Они не опровергают выводов судов, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение арбитражного суда Калужской области от 26.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А23-5927/09А-21-283 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Московскому округу г. Калуги - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд округа дал следующие разъяснения относительно регистрации в ЕГРЮЛ сведений о долях в уставном капитале общества.
До 01.07.2009 информация о размерах и номинальной стоимости долей в ЕГРЮЛ не содержалась.
После этой даты законодательство было дополнено соответствующими положениями. В реестре должны указываться сведения о размерах и номинальной стоимости долей, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей (их частей) в залог или об ином их обременении.
При регистрации изменений уставов в связи с приведением их в соответствие с действующим законодательством, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ указанные данные. При этом он ориентируется на уставы в редакции, действующей на момент регистрации этих изменений, или на решения суда о принадлежности долей.
Таким образом, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями закона в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о размерах долей. Орган власти обязан их внести при этой регистрации.
Если при регистрации устава общества в новой редакции в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о размерах долей (согласно прежней редакции устава), которые не соответствуют действительности, приоритет перед положениями этого учредительного документа имеют данные реестра (независимо от содержания устава). Тем самым ответственность за достоверность информации, заявленной к госрегистрации, возложена на общество.
Кроме того, окружной суд пояснил, что госрегистрация изменений в сведения о юрлице по заявлениям форм Р13001 и Р14001 - разные регистрационные действия. Они совершаются на основании разных комплектов документов. Поэтому непредставление тех из них, которые необходимы для одной регистрации, не может являться основанием для отказа в другой.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2010 г. по делу N А23-5927/09А-21-283
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании