Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 июня 2010 г. по делу N А48-4760/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - С.Т.В. - представителя (дов. от 15.01.2010), Г.М.Ю. - представителя (дов. от 15.01.2010), от налогового органа - П.Т.В. - спец. 2 разр. ю/о. (дов. от 26.04.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области на решение от 30.10.2009 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 11.03.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4760/2009, установил:
Открытое акционерное общество "С" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.06.2009 N 1872 (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда Орловской области от 30.10.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты по делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей налогоплательщика и Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 20.05.2009 N 1411 и принято решение от 18.06.2009 N 1872, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 38 638 руб. пени в сумме 1 974,4 руб., а также Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 7 727,6 руб. руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужило расхождение между сведениями о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:40309:24 и 57:25:40309:25, указанными налогоплательщиком в налоговой декларации, и имеющимися в налогового органа сведениями о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:25:40309:26.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Как установлено судом, постановлением администрации г. Орла от 06.07.2004 N 2608 "О внесении изменений в постановление администрации г. Орла от 08.06.1999 N 1220" Обществу предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование единое землепользование с кадастровым номером 57:25:0040309:0026 (Московское шоссе, 173а) площадью 26 540,508 кв. метров, состоящее из обособленных участков с кадастровым номером 57:25:0040309:0024 площадью 3 990,05 кв. метра и с кадастровым номером 57:25:0040309:0025 площадью 22 550,458 кв. метров, для эксплуатации и обслуживания зданий, сооружений и торговых площадей рынка.
Постановлением администрации г. Орла от 19.08.2004 N 3189 внесено изменение в постановление администрации г. Орла от 06.07.2004 N 2608 в части определения адреса объекта с кадастровым номером 57:25:0040309:0026 - ул. Р., 4.
Регистрационным управлением Орловской области Обществу выдано свидетельство серии 57 N 229193 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 26 540,508 кв. м по адресу: г. Орел, ул. Р., д. 4 , кадастровый номер 57:25:0040309:0026, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.02.2001 сделана регистрационная запись N 57-01/01-1/2001-31.
В соответствии с кадастровым планом N 25/04-02-3357 от 25.08.2004 разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040309:0026 общей площадью 26 540,508 кв. метров, включая обособленные участки с кадастровым номером 57:25:0040309:0024 площадью 3 990,05 кв. метра и с кадастровым номером 57:25:0040309:0025 площадью 22 550,458 кв. метра, является эксплуатация и обслуживание зданий, сооружений и торговых площадей рынка.
Актом обследования земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040309:0024, проведенного 16.06.2006 временно исполняющим обязанности заместителя начальника управления муниципальным имуществом г. Орла установлено, что указанный земельный участок не имеет объектов недвижимости и частично используется как автостоянка. При этом управлением Роснедвижимости установлено, что данный земельный участок по виду функционального использования не является объектом торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса.
Письмом от 26.06.2006 N 7/7560 Администрация г. Орла сообщила налогоплательщику, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040309:0024, расположенного по адресу Московское шоссе, 173а, по виду функционального использования - земли гаражей и автостоянок (земельные участки автостоянок), составляет 1 793,56 руб. за кв. метр, а налоговая ставка земельного налога в отношении указанных земель - установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости и составляет 5,38 руб. за кв. метр.
Таким образом, в спорной налоговой декларации Общество указало кадастровую стоимость земельного участка с 57:25:0040309:0025 исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 2 439,11 руб. за кв. метр, а в отношении земельного участка 57:25:0040309:0024 - исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 1 793,56 руб. за кв. метр (7 156 394 руб./3 990,05 кв. метра).
Вместе с тем, налоговый орган указал, что при определении суммы земельного налога он руководствовался кадастровой стоимостью, указанной в кадастровой выписке, которая по состоянию на 21.11.2008 составляла 2 439,11 руб. за кв. метр, а также полученными в электронном виде сведениями из управления Роснедвижимости по Орловской области о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что необходимым условием для исчисления земельного налога является наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В соответствии с указанными правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При этом государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
При этом до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", с 01.03.2008 - в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", опубликованным в установленном законом порядке.
Вместе с тем, данный нормативный акт содержит лишь сведения о средних показателях по государственной кадастровой оценке земель по видам функционального использования в разрезе поселений, без учета данных о территориальном зонировании земель на территории конкретного населенного пункта, в частности, г. Орла.
Постановлением администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.
В соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете "Город Орел".
Однако, в данном средстве массовой информации постановление администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликовано не было.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU обоснованно не признано судом официальным опубликованием, в связи с чем вышеуказанные правовые акты правомерно не приняты в качестве устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла.
Представленная налоговым органом кадастровая выписка от 21.11.2008 о земельном участке 57:25:0040309:26 также правомерно не принята судом в качестве надлежащего доказательства кадастровой стоимости земельного участка для определения суммы земельного налога, поскольку не подтверждает кадастровую стоимость земли по состоянию на 01.01.2008 и не имеет ссылки на ее утверждение органом исполнительной власти.
Следовательно, надлежащим образом кадастровая стоимость спорного земельного участка до сведения налогоплательщика уполномоченным органом доведена не была.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что налогоплательщик обоснованно руководствовался сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, указанной администрацией г. Орла в письме от 26.06.2006 N 7/7560 с учетом его функционального использования, поскольку налоговым органом не доказана необходимость использования при расчете налоговой базы за 2008 год иных показателей кадастровой стоимости земельного участка, следует признать правильным.
Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 30.10.2009 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 11.03.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4760/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области", опубликованным в установленном законом порядке.
...
Постановлением администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.
В соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете "Город Орел".
...
Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU обоснованно не признано судом официальным опубликованием, в связи с чем вышеуказанные правовые акты правомерно не приняты в качестве устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2010 г. по делу N А48-4760/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании