Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 июня 2010 г. по делу N А48-6082/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2010 г. N ВАС-10523/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ООО "Г", Орловская область - Б.Е.Н. - юрисконсульт (доверенность от 30.07.2009 г.), П.И.В. - старший бухгалтер (доверенность от 15.12.2009 г.), от ответчиков: Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, г. Орел - не явились, извещены надлежаще, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Орел - не явились, извещены надлежаще, от третьего лица: Департамент здравоохранения социального развития Орловской области, г. Орел - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Орловской области от 4 февраля 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года по делу N А48-6082/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Г" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 914 256 руб. 69 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2010 г. исковые требования удовлетворены частично и с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "Г" взыскано 774 793 руб. 81 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано. В иске к субъекту РФ - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что законодательством не предусмотрено право инвалидов на социальную поддержку по оплате приватизированного жилого помещения.
Представители ответчиков и третьего лица, надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, выслушав объяснения представителей истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, ООО "Г" оказывало населению жилищно-коммунальные услуги, включая техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда.
Населением оплата услуг производилась по тарифам, утвержденным решениями Ливенского городского Совета народных депутатов.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ООО "Г" предоставляло инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50% скидку на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Возмещение расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот, производилось из средств федерального бюджета.
С 01.04.2008 г. ООО "Г" прекратило предоставлять льготы не ниже 50% на оплату за техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда, вывоз мусора инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде, поскольку Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны перестало принимать списки льготников и истцу перестали поступать субвенции на компенсирование затрат по представлению названных льгот.
В соответствии с решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г., по иску Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Г", действия последнего по отказу в предоставлении скидки не ниже 50% по оплате жилого фонда (содержание и ремонт) гражданам, являющихся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, признаны незаконными. Суд обязал ООО "Г" произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам скидку 50% на содержание и ремонт жилого помещения.
Во исполнение вышеуказанного решения истец произвел перерасчет и предоставил скидки гражданам, имеющим льготы, не ниже 50% на оплату жилого помещения (содержание и ремонт) в сумме 914 256 руб. 84 коп., в том числе НДС в сумме 139 462 руб. 88 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения), в установленном законом порядке возмещены не были, ООО "Г" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания убытков в заявленной сумме без учета суммы НДС лишь с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации. При этом, отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании НДС в сумме 139 462 руб. 88 коп., арбитражный суд указал, что недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них суммы НДС.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что вступившим в законную силу решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 г., был установлен факт незаконных действий истца по отказу в предоставлении льгот на оплату содержания и ремонта жилого помещения гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде.
Представленными истцом в материалы дела доказательствами - выписками из лицевого счета и извещениями, подтверждено исполнение ООО "Г" названного судебного акта.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Исходя из смысла ст. 15 Жилищного Кодекса РФ следует, что лифты, наряду с системой вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения и прочими относятся к инженерным системам, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, из смысла приведенных норм законодательства следует, что оказываемые истцом услуги по техническому обслуживанию лифтов, ремонту и содержанию жилого фонда, вывозу мусора гражданам, являющимся инвалидами или имеющим детей-инвалидов и проживающим в приватизированных (частных) жилых помещениях, по сути являются жилищными услугами, поскольку обеспечивают комфортные условия проживания граждан (собственников) в жилых помещениях.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилищных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, Министерством финансов РФ представлено не было.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, проверив расчет заявленных истцом убытков и исключив из их состава НДС, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 774 793 руб. 81 коп.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 4 февраля 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года по делу N А48-6082/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2010 г. по делу N А48-6082/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании