Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2010 г. N ВАС-10523/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области (ул.Московская, д.38, г.Орел, 302030) от 06.07.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2010 по делу N А48-6082/2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Гидромашжилсервис" (далее - общество) к субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 914 256 рублей 69 копеек расходов, связанных с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 04.02.2010, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 774 793 рубля 81 копейка расходов, в остальной части иска (сумма НДС) отказано. В иске к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что общество оказывало населению жилищно-коммунальные услуги, включая техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда.
Населением оплата услуг производилась по тарифам, утвержденным решением Ливенского городского Совета народных депутатов.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общество предоставляло инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50-процентную скидку на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Возмещение расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот производилось из средств федерального бюджета.
С 01.04.2008 общество прекратило предоставлять льготы не ниже 50-процентов на оплату за техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда, вывоз мусора инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде, поскольку Управление социальной защиты населения администрации города Ливны перестало принимать списки льготников и истцу перестали поступать субвенции на компенсирование затрат по предоставлению названных льгот.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009, вступившим в законную силу, установлен факт незаконных действий истца по отказу в предоставлении льгот на оплату содержания и ремонта жилого помещения гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде. Суд обязал общество произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам 50-процентную скидку на содержание и ремонт жилого помещения.
Истец во исполнение данного решения произвел перерасчет и предоставил скидки льготникам в сумме 914 256 рублей 84 копеек, включая НДС.
Невозмещение истцу расходов по предоставлению названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Минфина России о том, что законодательством не предусмотрено право инвалидов на социальную поддержку по оплате приватизированного жилого помещения, является несостоятельным. Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
Изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не вносились. Поэтому введение в действие с 01.03.2005 Кодекса, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 Кодекса отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А48-6082/2009 Арбитражного суда Орловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 04.02.2010, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2010 отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.