Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 июня 2010 г. по делу N А54-3820/2009-С20
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от индивидуального предпринимателя М.Е.Н. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по делу N А54-3820/2009-С20, установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю М.Е.Н. (далее - предприниматель) о взыскании штрафа в сумме 544,30 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель М.Е.Н. зарегистрирована в качестве страхователя в органе пенсионного фонда.
Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу своевременности представления индивидуальным предпринимателем М.Е.Н. сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
В ходе данной проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель М.Е.Н. нарушила пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и пункт 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования", а именно: физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы до 1 марта 2009 года, не были предоставлены в территориальный орган пенсионного фонда сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени, отчестве, а также копии платежных документов.
По результатам проверки заявителем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 22.04.2009 N 46.
7 мая 2009 года Управлением принято решение N 15 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку требование от 08.05.2009 N 15 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем не исполнено, Управление в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд за взысканием с М.Е.Н. финансовых санкций в размере 544,3 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 6 указанного Закона на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Cодержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.
Положениями ст. 8 предусмотрено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Органы Пенсионного фонда в силу ст. 16 Закона N 27-ФЗ обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, определенных настоящим Законом и предоставленных работодателями и застрахованными лицами, а также имеют право требовать своевременного и правильного представления указанных сведений и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным.
Согласно п. 1 ст. 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.
При этом, исходя из положений ст. 1 Закона N 27-ФЗ, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователь только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, привлекая предпринимателя к ответственности в виде штрафа, Управление исходило из того, что при регистрации М.Е.Н. в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя предпринимателем было указано количество работающих и застрахованных лиц "1".
Между тем, согласно трудовому соглашению от 14.05.2001 предпринимателя с водителем М.О.В. срок действия соглашения составляет три года, следовательно, 15.05.2004 он истек.
Доказательств того, что указанный договор был продлен или перезаключен и действует до настоящего времени заявителем не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая положения вышеназванных норм, ст.ст. 65, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предприниматель к страхователям не относится, в связи с чем правомерно указали на отсутствие оснований для привлечения его к ответственности в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Довод Управления о том, что предпринимателем в Пенсионный фонд была подана декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2008 год, что, по мнению Управления, подтверждает наличие у М.Е.Н. обязанности по предоставлению сведений о застрахованном лице, обоснованно не принят судом во внимание, поскольку в отсутствие первичных документов, свидетельствующих об осуществлении предпринимателем приема на работу по трудовому договору, а также о заключении им договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, данный документ не может являться достоверным подтверждением статуса страхователя.
Кроме того, предпринимателем в любое время может быть подана уточненная декларация в случае, если им будут выявлены ошибки в заполнении декларации.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по делу N А54-3820/2009-С20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
...
Доказательств того, что указанный договор был продлен или перезаключен и действует до настоящего времени заявителем не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая положения вышеназванных норм, ст.ст. 65, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предприниматель к страхователям не относится, в связи с чем правомерно указали на отсутствие оснований для привлечения его к ответственности в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 июня 2010 г. по делу N А54-3820/2009-С20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании