Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2010 г. по делу N А62-7919/2009
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2010 г. по делу N А62-7919/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ш.И.А. - предпринимателя (паспорт); от Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ш.И.А. на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.10 по делу N А62-7919/2009, установил:
Индивидуальный предприниматель Ш.И.А. (далее по тексту - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - администрация) о признании незаконными: - бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по заявлению предпринимателя от 20.08.09 о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов строительства (магазинов), расположенных в районе жилых домов N 21 2-го микрорайона, N 6 в 3-м микрорайоне города Десногорска;
- бездействия, выразившегося в несовершении действий по выбору указанных земельных участков, как не соответствующего положениям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.12.09 заявленные требования удовлетворены частично. Судом признаны незаконными: - бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению индивидуального предпринимателя Ш.И.А. от 20.08.09 о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов строительства (магазин) в районе жилых домов N 21 второго микрорайона и N 6 третьего микрорайона города Десногорска, как не соответствующее положениям ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; - бездействие администрации, выразившееся в несовершении действий по выбору земельного участка в районе жилого дома N 6 3-го микрорайона города Десногорска по заявлению индивидуального предпринимателя от 20.08.09, как не соответствующее положениям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.10 решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменено и предпринимателю отказано в удовлетворении его требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанное постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании мнение предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.06.09 индивидуальный предприниматель Ш.И.А. обратилась в администрацию с заявлениями на оформление земельных участков под новое строительство (под магазины) с предполагаемыми местами размещения: киоск N 8, 3-й микрорайон, дом 6; киоск 154, 2-й микрорайон, дом 21.
Указанные заявления рассмотрены на Градостроительном совете муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области 16.07.09 (протокол 4) и по ним принято решение отложить рассмотрение до предоставления необходимых документов.
Предприниматель 20.08.09 обратилась в администрацию с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении земельных участков под новое строительство во 2-м микрорайоне в районе жилого дома N 21 и в 3-м микрорайоне в районе жилого дома N 6.
Не получив в установленный законом срок решения администрации по повторному заявлению, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным данного бездействия администрации, как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Признавая незаконным бездействие, выразившееся в несовершении действий по выбору земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что в протоколе Градостроительного совета отсутствует мотивированное обоснование отказа заявителю в предоставлении земельного участка в 3-м микрорайоне в районе жилого дома N 6.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части и отказывая в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по выбору земельного участка в 3 микрорайоне жилого дома N 6, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействия) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган совершить определенные действия.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области от 08.07.09 N 652 утверждено Положение о Градостроительном совете муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Градостроительный совет является коллегиальным консультативно-совещательным органом, обеспечивающим сотрудничество и взаимодействие государственных и муниципальных органов управления, надзора и контроля организаций и предприятий, действующих на территории муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области, в части координации научно-исследовательских, проектно-изыскательских, строительных, ремонтно-строительных работ, работ по реконструкции объектов.
Согласно п. 1.4 Положения деятельность Градостроительного совета распространяется на объекты строительства и благоустройства, размещаемые на всей территории муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности застройщиков и проектных организаций.
Градостроительный совет в силу п. 2.1. Положения создан в целях формирования и осуществления единой градостроительной и архитектурной политики, повышения и оценки качества проектов, реализуемых на территории муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 указанного Положения к основным задачам Градостроительного совета, в частности, относится профессиональная оценка градостроительных и архитектурных проектов и научно-исследовательских работ по градостроительству и архитектуре, а также содействие практической реализации согласованных проектных решений и контроль по их исполнению; а также рассмотрение подлежащей утверждению и (или) согласованию органами местного самоуправления предпроектной и проектно-планировочной документации всех видов и стадий, разрабатываемой по заказам юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и источников финансирования.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.6 Положения протоколы заседаний Градостроительного совета подписываются председателем Совета, секретарем Совета и утверждаются распоряжением главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области. Утвержденные протоколы являются основанием (для всех организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) для выполнения решений Градостроительного совета.
В силу п. 5.1 Положения заявитель для рассмотрения вопроса на Градостроительном совете направляет заявление установленного образца (приложения 1, 2, 3 к Положению о Градостроительном совете) на имя главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области.
В порядке п. 7.3 Положения (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) выписки из протоколов высылаются заинтересованным лицам в недельный срок после утверждения распоряжением главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области протокола заседания Совета.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что заявление Ш.И.А. от 20.08.09 рассмотрено на заседании Градостроительного совета 17.09.09.
Согласно протоколу от 17.09.09 N 6 Градостроительным советом в отношении заявительницы приняты решения: - по предоставлению земельного участка во 2-м микрорайоне согласиться и рекомендовать Ш.И.А. обратиться в Десногорский городской Совет для вынесения вопроса по предоставлению земельного участка в районе дома N 21 второго микрорайона на публичные слушания; - отказать в предоставлении земельного участка в 3-м микрорайоне в районе дома N 4 и в районе дома N 6.
Протокол Градостроительного совета утвержден главой муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области 12.10.09 Выписка из упомянутого протокола направлена предпринимателю 16.10.09.
Учитывая, что администрацией муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области были совершены определенные действия по рассмотрению заявлений индивидуального предпринимателя Ш.И.А. и по ее обращениям приняты решения, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что, нельзя рассматривать указанные обстоятельства как бездействие органа местного самоуправления, поскольку бездействие предполагает пассивность поведения лица, на которое возложена обязанность совершить определенные действия.
Незаконность действий либо принятого решения в рамках настоящего дела не оспаривается.
При этом апелляционный суд обоснованно расценил заявленные требования по оспариванию бездействия администрации как неудовлетворенность результатами действий органа местного самоуправления и полученными решениями.
Кроме того, Девятнадцатый арбитражный апелляционный правильно указал, что суд первой инстанции рассмотрел правомерность принятого решения по отказу в предоставлении земельного участка в 3 микрорайоне в районе жилого дома N 6, сославшись на отсутствие мотивированного обоснования отказа, то есть по существу вышел за пределы заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ч. 1 ст. 198 АПК РФ апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Ш.И.А. о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в несовершении действий по выбору земельного участка в районе жилого дома N 6 3-го микрорайона города Десногорска по ее заявлению от 20.08.09
Кассационная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
С учетом изложенного основания для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.10 по делу N А62-7919/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 указанного Положения к основным задачам Градостроительного совета, в частности, относится профессиональная оценка градостроительных и архитектурных проектов и научно-исследовательских работ по градостроительству и архитектуре, а также содействие практической реализации согласованных проектных решений и контроль по их исполнению; а также рассмотрение подлежащей утверждению и (или) согласованию органами местного самоуправления предпроектной и проектно-планировочной документации всех видов и стадий, разрабатываемой по заказам юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и источников финансирования.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.6 Положения протоколы заседаний Градостроительного совета подписываются председателем Совета, секретарем Совета и утверждаются распоряжением главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области. Утвержденные протоколы являются основанием (для всех организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) для выполнения решений Градостроительного совета.
В силу п. 5.1 Положения заявитель для рассмотрения вопроса на Градостроительном совете направляет заявление установленного образца (приложения 1, 2, 3 к Положению о Градостроительном совете) на имя главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области.
В порядке п. 7.3 Положения (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) выписки из протоколов высылаются заинтересованным лицам в недельный срок после утверждения распоряжением главы администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области протокола заседания Совета."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2010 г. по делу N А62-7919/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании