Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 июня 2010 г. по делу N А68-12287/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Н.Е.В. - представителя (доверенность от 17.06.2010 N 5, постоянная); от Администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района Тульской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; 3-его лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Р" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2010 по делу N А68-12287/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее по тексту - Общество, ООО "Р") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района Тульской области (далее - администрация) о признании недействительными абзаца 3 пункта 2.11.2, пунктов 9.2, 5.22 Положения о предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района, утвержденного постановлением главы администрации от 02.03.2009 N 56, с изменениями, внесенными постановлениями администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района от 02.12.2009 N 357 и от 18.12.2009 N 378, а также пункта 5.3 Положения об администрации общественного муниципального кладбища "Стопкино, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района от 22.06.2009 N 188 "О создании администрации общественного муниципального кладбища "Стопкино", с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района от 02.12.2009 N 356 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд не усмотрел несоответствия оспариваемых положений нормативно-правовых актов Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В кассационной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения представителя ООО "Р", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, главой администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района приняты постановление от 02.03.2009 N 56, которым утверждено Положение о предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района и постановление от 22.06.2009 N 188, которым утверждено Положение об администрации общественного муниципального кладбища "Стопкино".
Постановлениями главы администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района от 02.12.2009 N 357, N 356 и от 18.12.209 N 378 в указанные положения внесены изменения и дополнения, с учетом которых пункт 5.22 Положения о предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района изложен в следующей редакции: "Предоставление земельного участка для захоронения возможно за плату в случае, предусмотренном законодательством"; пункт 9.2 названного Положения изложен в следующей редакции: "Администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района осуществляет муниципальный контроль за исполнением настоящего положения"; абзац 3 пункта 2.11.2 указанного Положения изложен в следующей редакции: "Транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с места их обнаружения и происшествия, по заявлениям граждан, милиции и врачей скорой и неотложной медицинской помощи, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета города Алексина, по направлению ОВД. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших осуществляется на платной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела при наличии соответствующей лицензии"; пункт 5.3 Положения об администрации общественного муниципального кладбища "Стопкино" изложен в следующей редакции: "Рытье могил на территории кладбища возможно при предоставлении смотрителю кладбища заключения администрации кладбища".
Считая названные пункты Положений с учетом внесенных изменений, незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон N 8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют и порядок их деятельности.
В силу указанной нормы Закона суд признал, что администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района наделена правом и обязана определять порядок деятельности общественных кладбищ, находящихся на территории данного муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ), ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" вопросы организации ритуальных услуг, похоронного дела и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Из пункта 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, которые создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Из системного анализа данных норм следует, что действующее законодательство не исключает возможности выполнения рассматриваемой деятельности другими коммерческими организациями
Во исполнение названных федеральных законов главой администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района принято постановление от 02.03.2009 N 56 "Об утверждении положения "О предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района".
В порядке абзаца 3 пункта 2.11.2 указанного выше Положения (с учетом внесенных изменений) транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с места их обнаружения и происшествия, по заявлениям граждан, милиции и врачей скорой и неотложной медицинской помощи, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета города Алексина, по направлению ОВД.
Проанализировав Положение в названной части, суд пришел к выводу, что оно не лишает иных хозяйствующих субъектов - участников рынка ритуальных услуг, права заниматься деятельностью на указанном рынке услуг и не может нарушать прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом судом принято во внимание, что оказание этих услуг, в данном случае, проводится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Суду представлены доказательства соблюдения администрацией при применении абзаца 3 пункта 2.11.2 Положения требований названного Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Кроме того, из оспариваемого Обществом пункта 5.22 Положения "О предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района", с учетом внесенных изменений, следует, что предоставление земельного участка для захоронения возможно в случае, предусмотренном законодательством, то есть данная норма, является отсылочной, не устанавливает каких-либо обязанностей для участников правоотношений и, как правильно указал суд, не может нарушать их прав и законных интересов.
Суд также не усмотрел несоответствие пункта 5.22 вышеназванного Положения требованиям части 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ, предусматривающей безвозмездное выделение земли для захоронения, так как этим пунктом не устанавливается предоставления земли за плату.
Помимо изложенного Арбитражный суд Тульской области не нашел оснований для признания недействующим п. 9.2 Положения, согласно которому администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района осуществляет муниципальный контроль за исполнением настоящего постановления, поскольку в силу вышеприведенных норм Закона N 8-ФЗ и Закона N 154-ФЗ контроль за исполнением Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" возложен на органы местного самоуправления.
Довод заявителя о том, что пунктом 5.3 Положения об администрации общественного муниципального кладбища "Стопкино", в соответствии с которым рытье могил на территории кладбища возможно при предоставлении смотрителю кладбища заключения администрации кладбища, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку администрация кладбища находится в том же здании, что и муниципальное унитарное предприятие "РИ", учредителем которого является администрация города Алексина Алексинского района, судом рассмотрен и получил надлежащую оценку.
Судом установлено, что размещение администратора кладбища в здании МУП "РИ" является необходимой и временной мерой, связанной с проведением капитального ремонта административно-хозяйственного помещения общественного муниципального кладбища "Стопкино". Указанное подтверждено представленными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта, принятого, в частности, органом местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого нормативного акта закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что судом не установлено совокупности указанных условий, поэтому в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области 12.02.2010 по делу N А68-12287/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Р" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суду представлены доказательства соблюдения администрацией при применении абзаца 3 пункта 2.11.2 Положения требований названного Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Кроме того, из оспариваемого Обществом пункта 5.22 Положения "О предоставлении ритуальных услуг, порядке захоронения и содержания муниципальных кладбищ города Алексина Алексинского района", с учетом внесенных изменений, следует, что предоставление земельного участка для захоронения возможно в случае, предусмотренном законодательством, то есть данная норма, является отсылочной, не устанавливает каких-либо обязанностей для участников правоотношений и, как правильно указал суд, не может нарушать их прав и законных интересов.
Суд также не усмотрел несоответствие пункта 5.22 вышеназванного Положения требованиям части 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ, предусматривающей безвозмездное выделение земли для захоронения, так как этим пунктом не устанавливается предоставления земли за плату.
Помимо изложенного Арбитражный суд Тульской области не нашел оснований для признания недействующим п. 9.2 Положения, согласно которому администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района осуществляет муниципальный контроль за исполнением настоящего постановления, поскольку в силу вышеприведенных норм Закона N 8-ФЗ и Закона N 154-ФЗ контроль за исполнением Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" возложен на органы местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 июня 2010 г. по делу N А68-12287/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании