Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 июля 2010 г. по делу N А14-12171-2009/416/5
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2010 г. N ВАС-14929/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явился, от ответчиков не явились, от третьего лица не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской региональной общественной организации инвалидов "И", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А14-12171-2009/416/5, установил:
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "И" (далее - ВРООИ "И"), г. Воронеж, обратилась в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию "Грибановский муниципальный район Воронежской области" в лице Администрации Грибановского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация Грибановского муниципального района), п.г.т. Грибановский Грибановского р-на Воронежской обл., Обществу с ограниченной ответственностью "В" (далее - ООО "В"), п.г.т. Грибановский Грибановского р-на Воронежской обл., о признании недействительным договора купли-продажи от 30.04.2009, применении двойной реституции и понуждении заключить с истцом договор купли-продажи имущества, являющегося предметом спорного договора от 30.04.2009, по цене 125000 руб. (уточнённые требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу выступил Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Грибановского муниципального района Воронежской области (далее Отдел УМИ Администрации Грибановского муниципального района), п.г.т. Грибановский Грибановского р-на Воронежской обл.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2009, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе ВРООИ "И" просит состоявшиеся судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами предыдущих инстанций норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Грибановского муниципального района просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Стороны и третье лицо надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в суд округа не явились. Ответчик - Администрация Грибановского муниципального района ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия сторон и третьего лица в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области от 24.12.2008 N 85 утверждён прогнозный план приватизации муниципального имущества Грибановского муниципального района на 2009 год.
Постановлением Администрации Грибановского муниципального района от 25.02.2009 N 122 предписано осуществит продажу жомовой ямы N 1, жомовой ямы N 2, жомопровода и земельного участка площадью 24914 кв. м, из категории земель - земли населённых пунктов, с кадастровым номером 36:09:0106006:8, разрешённое использование: для обслуживания и эксплуатации сооружений, расположенных по адресу: Воронежская обл., Грибановский р-он, п.г.т. Грибановский, ул. К., д. 1, посредством проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений по цене, установив начальную цену продажи в размере 250000 руб., задаток в сумме 50000 руб.
Согласно протоколу от 22.04.2009 заседания комиссии по проведению аукциона муниципального имущества, включённого в прогнозный план (программу) приватизации, вышеназванное муниципальное имущество снято с аукциона, так как подана одна заявка - от ООО "В".
30.04.2009 в районной газете "Знамя труда" N 51-52 (10117) было опубликовано информационное сообщение о том, что аукцион при закрытой форме подачи предложений по цене по продаже в собственность вышеуказанного муниципального имущества не состоялся, в связи с чем продажа указанных объектов проводится посредством публичного предложения при начальной цене 250000 руб., при этом цена предложения последовательно снижается через каждые семь дней на 31250 руб., минимальная цена продажи - 125000 руб. В связи с ранее несостоявшимся аукционом продажа производится посредством публичного предложения по принципу первого заявителя. После регистрации первой заявки приём прекращается. Договор купли-продажи заключается в день регистрации заявки.
30.04.2009 ООО "В" подало заявку на участие в продаже имущества посредством публичного предложения.
30.04.2009 между Отделом УМИ Администрации Грибановского муниципального района (продавец) и ООО "В" (покупатель) заключён договор купли-продажи спорного муниципального имущества по цене 250000 руб.
08.05.2009 имущество было передано ООО "В" по передаточному акту.
26.05.2009 ВРООИ "И" письменно уведомило Отдел УМИ Администрации Грибановского муниципального района о своём желании приобрести спорное муниципальное имущество, в связи с чем просила предоставить проект договора купли-продажи, заключаемого по результатам торгов, планы БТИ на продаваемые сооружения, кадастровый план земельного участка, данные об обременениях прав на продаваемое недвижимое имущество, отчёты об оценке объектов недвижимости, форму заявки, положение о торгах.
02.06.2009 письмом за N 93 Отдел УМИ Администрации Грибановского муниципального района сообщил ВРООИ "И" о продаже указанного имущества посредством публичного предложения и заключении договора купли-продажи от 30.04.2009.
26.06.209 ВРООИ "И" направила заявку на приобретение спорного имущества посредством публичного предложения по цене 125000 руб.
03.07.2009 письмом за N 104 Отдел УМИ Администрации Грибановского муниципального района возвратил ВРООИ "И" заявку и приложенные к ней документы.
Ссылаясь на то, что приём заявки ООО "В" и заключение с Обществом договора купли-продажи спорного муниципального имущества осуществлены в нарушение Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, Постановлением Правительства РФ от N 549 от 22.07.2002 (далее - Положение об организации продажи), ВРООИ "И" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций всесторонне и полно исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку, на основании чего пришли к обоснованному выводу о необходимости отказать истцу в заявленном требовании.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В соответствии со ст.ст. 13, 23 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) продажа имущества посредством публичного предложения является одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества, который осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Порядок продажи имущества названным способом регламентирован ст. 23 Закона о приватизации и Положением об организации продажи.
ВРООИ "И" просит признать недействительным в соответствии со ст. 168 ГК РФ договор от 30.04.2009 купли-продажи спорного муниципального имущества, заключённый с ООО "В", ссылаясь на допущенные продавцом нарушения при приёме заявок.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
То же условие по сроку опубликования содержит и п. 5 раздела 2 Положения об организации продажи.
Указанный срок при опубликовании сообщения о продаже спорного муниципального был нарушен, однако довод заявителя кассационной жалобы о том, что данное обстоятельство в силу ст. 168 ГК РФ влечёт ничтожность сделки, является ошибочным.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом судов предыдущих инстанций о том, что нарушения, допущенные при порядке приёма заявок, сами по себе не свидетельствуют о ничтожности заключённого впоследствии договора, если условия договора соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона о приватизации право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
Пунктом 5 той же статьи названного Закона предусмотрено, что приём заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении. После регистрации первой заявки приём заявок прекращается.
Согласно п. 5 Положения об организации продажи приём заявок продавцом осуществляется в течение указанного в информационном сообщении срока и завершается регистрацией первой заявки в журнале приема заявок.
Как видно из материалов дела, спорный договор купли-продажи заключён органом, уполномоченным на совершение сделки, с лицом, первым подавшим заявку; имущество продано по цене первоначального предложения.
По смыслу положений главы IV Закона о приватизации использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи государственного или муниципального имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене.
Продажа спорного муниципального имущества Обществу "В" по цене первоначального предложения - 250000 руб., являющейся наивысшей, в наибольшей степени соответствовала интересам МО "Грибановский муниципальный район Воронежской области".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и нормам процессуального права. Основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287; ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А14-12171-2009/416/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона о приватизации право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
Пунктом 5 той же статьи названного Закона предусмотрено, что приём заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении. После регистрации первой заявки приём заявок прекращается.
Согласно п. 5 Положения об организации продажи приём заявок продавцом осуществляется в течение указанного в информационном сообщении срока и завершается регистрацией первой заявки в журнале приема заявок.
...
По смыслу положений главы IV Закона о приватизации использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи государственного или муниципального имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 июля 2010 г. по делу N А14-12171-2009/416/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании