Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 июля 2010 г. по делу N А14-5458-2002/260/7б
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2011 г. N Ф10-2961/10 по делу N А14-5458/2002
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя кассационной жалобы: ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа не явились, извещены надлежаще; от конкурсного управляющего ОАО "С" П.Л.А. не явился, извещен надлежаще; от кредитора: ГУ ВРО ФСС РФ не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по делу N А14-2280/2009/9/19б, установил:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2002 открытое акционерное общество "С" (далее - ОАО "С") признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден П.Л.А.
Согласно реестру требований кредиторов ОАО "С" по состоянию на 29.09.2009 в ходе процедуры наблюдения в реестр требований кредиторов ОАО "С" в четвертую очередь удовлетворения были включены требования Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 45 776 руб. недоимки, 13 863 руб. пени.
В ходе процедуры конкурсного производства в реестр требований кредиторов ОАО "С" в первую очередь удовлетворения были включены требования Фонда социального страхования в размере 414 566 руб. 03 коп. капитализированных платежей.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 02.07.2009 процедура конкурсного производства в отношении ОАО "С", введенная на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от 08.01.1998, прекращена с 01.07.2009, с указанной даты конкурсное производство в отношении должника осуществлялось в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (в редакции ФЗ N 296-ФЗ от 30.12.2008).
09.10.2009 Федеральная налоговая служба России в лице инспекции Федеральной налоговой службы России по Левобережному району г. Воронежа, ссылаясь на внесение в пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" изменений, обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам: ГУ Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу России.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 в реестре требований кредиторов ОАО "С" произведена замена кредитора - Фонда социального страхования, с требованием по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 45 776 руб. недоимки, 13 863 руб. пени на ФНС России.
В удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. на Федеральную налоговую службу России отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального и процессуального права, просит оспариваемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований ФНС России о замене кредитора ГУ Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. на Федеральную налоговую службу России и произвести замену кредитора.
Поскольку определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 оспариваются в части отказа в удовлетворении требований ФНС России о замене кредитора ГУ Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. на Федеральную налоговую службу России, суд кассационной инстанции силу ст. 286 АПК РФ проверяет их законность и обоснованность в обжалуемой части.
Дело рассмотрено в порядке статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 оставить без изменения по следующим основаниям.
Рассматривая заявление уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам в размере 414 566 руб. 03 коп., суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 48 АПК Российской Федерации для его удовлетворения.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемый в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Согласно Закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на Фонд социального страхования РФ возложена обязанность по аккумуляции предусмотренных платежей в случае ликвидации должника.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты Фонду капитализированной суммы. Требование Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении капитализированных платежей, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона об обязательном страховании, должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласие гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования РФ не требуется.
Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью.
В связи с этим, довод кассационной жалобы о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба Российской Федерации, представляется ошибочным.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, изменения в постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, внесенные постановлением Правительства N 663 от 12.08.2009, в части указания Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) не изменяет правового положения Фонда социального страхования, как кредитора по требованиям в виде капитализированных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о переходе ФНС России права требования в отношении требований Фонда социального страхования Российской Федерации по капитализированным платежам.
Таким образом, следует признать правомерным отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления ФНС России о замене кредитора ГУ Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования в реестре требований кредиторов ОАО "С" по капитализированным платежам в размере 414 566 руб. 03 коп. на Федеральную налоговую службу России.
При изложенных обстоятельствах, кассационная судебная коллегия считает, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Вместе с тем, кассационная коллегия считает необходимым разъяснить, что в соответствии с рекомендациями, изложенными в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве", ФНС России вправе повторно обратиться с аналогичным заявлением о процессуальной замене в Арбитражный суд Воронежской области.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по делу N А14-5458-2002/260/7б оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2010 г. по делу N А14-5458-2002/260/7б
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании