Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 апреля 2010 г. N Ф10-1038/10 по делу N А09-4762/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2010 г. N ВАС-10804/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца М.А.В. - заместитель начальника правового отдела (доверенность N 397 от 16.03.2010), от ответчика - Ц.М.М. - начальник юридического отдела (доверенность N 3 от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А09-4762/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - ООО "Б") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Б" (далее - МУП "Б") об урегулировании разногласий по пунктам 1.1, 2.1.3, 2.2.11, 4.1, 5.4, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.13, 6.2. 6.4.2 по договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению N 21870 от 01.03.2009.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично.
Пункт 1.1. договора принят в редакции ответчика: "Предметом договора является оказание Поставщиком Абоненту согласованных объемов услуг по подаче питьевой воды до места подключения к сетям Абонента, приему и отводу сточных вод от места подключения сетей Абонента к сетям Поставщика, и оплате Абонентом оказанных услуг Поставщика".
Пункт 2.1.3 договора принят в редакции ответчика: "В соответствии с договором обеспечивать подачу холодной воды в жилые дома, согласно техническим условиям. При отсутствии холодной воды, недоотпуске, пониженных параметрах давления холодной воды, аварийных работах свыше сроков утвержденных нормативами, представитель Поставщика, получив письменное уведомление, обязан в течение суток прибыть на место для замер давления на границе сетей и составления двустороннего акта.
На основании акта, составленного при перерывах в водоснабжении в домах, не оснащенных приборами учета воды, Поставщик производит снижение платы за водоснабжение в соответствии с законодательством РФ".
Пункт 2.2.11 договора исключен из договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению N 21870 от 01.03.09.
Пункт 4.1 договора принят в редакции ответчика: "Учет количества расходованной питьевой воды производится по показаниям средств измерений и/или по утвержденным нормам водопотребления".
Пункт 5.4 договора принят в редакции ответчика: "Оплата за водопотребление и водоотведение производится Абонентом ежемесячно до 25-ого числа месяца, следующего за отчетным в полном объеме, согласно платежным документам, предъявляемым Поставщиком в банк Абонента, с акцептом платежа. (л.д. 91-105)
Пункты 5.8., 5.9., 6.4.2. исключить из договора.
Пункты 5.11 и 5.12 не включать в договор.
Включить в договор пункт 5.13., изложив его в следующей редакции: "В случае перерасчета платы собственникам и нанимателям помещений за отдельные виды коммунальных услуг (холодное водоснабжение, водоотведение) за период отсутствия граждан в занимаемом помещении и при отсутствии общедомового средства измерения, Поставщик производит Абоненту перерасчет на сумму перерасчета платы гражданам".
Пункт 6.2 утвердить в редакции ответчика: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается актом разграничения балансовой принадлежности, приложенным к настоящему договору."
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Б" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в части принятия редакции пунктов 4.1., 6.2. и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика отклонила доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые судебные акты подлежащими отмене в части принятия п. 6.2 в редакции ответчика, приняв указанный пункт в новой редакции.
Как установлено арбитражным судом, при заключении договора от 01.03.2009 N 21870 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению между МУП "Б" (поставщик) и ООО "Б" (абонент) возникли разногласия относительно редакции пунктов 1.1, 2.1.3, 2.2.11, 4.1, 5.4, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.13, 6.2. 6.4.2.
Ссылаясь на то, разногласия не были урегулированы, ООО "Б" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку ООО "Б" судебные акты обжалуются в части принятия пунктов 4.1, 6.2 договора в редакции ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решения и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случае, если спор возник из публичного договора, к которым в соответствии со статьей 426 ГК РФ относится договор энергоснабжения.
Судом установлено, что между сторонами возникли разногласия относительно редакции пунктов 4.1, 6.2 договора N 21870 от 01.03.09.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 544 Кодекса оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В то же время, поскольку в силу пункта 11 Правил N 167 договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Кодекса о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу пункта 5 статьи 426 Кодекса условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
К таким правилам относятся Правила N 167, а также Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 2 статьи 539 Кодекса, пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Так как в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенно й группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд правомерно изложил п. 4.1 договора в следующей редакции: "Учет количества расходованной питьевой воды производится по показаниям средств измерений и/или по утвержденным нормам водопотребления".
В соответствии с п. 6.2 в редакции МУП "Б" ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается актом разграничения балансовой принадлежности, приложенным к настоящему договору, который не подписан со стороны истца.
Оспаривая редакцию ответчика, истец предложил изложить п. 6.2 следующим образом: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается актом разграничения балансовой принадлежности, приложенным к настоящему договору. При отсутствии такого акта, внешней границей водоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Для водоотведения границей эксплуатационной ответственности является выпуск из дома до первого колодца дворовой канализации"
Принимая пункт 6.2 договора в редакции ответчика, суд исходил из того, что предписание п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006, не является императивным.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда ошибочным в виду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности(п. 14 Правил).
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08. 2006 г. в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 данных Правил определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом того обстоятельства, что стороны не пришли к соглашению относительно данного условия договора, в рассматриваемом случае подлежит применению норма, изложенная в п. 8 вышеназванного постановления.
Таким образом, п. 6.2 следует изложить в следующей редакции: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Так как кассационная жалоба ООО "Б" удовлетворена частично, понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб, подлежат взысканию пропорционально с ответчика в пользу истца.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 187, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А09-4762/2009 в части принятия п. 6.2 договора в редакции МУП "Б" отменить.
Изложить п. 6.2 договора в следующей редакции: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с МУП "Б" в пользу ООО "Б" 1500 руб. в возмещении расходов по оплате апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом того обстоятельства, что стороны не пришли к соглашению относительно данного условия договора, в рассматриваемом случае подлежит применению норма, изложенная в п. 8 вышеназванного постановления.
Таким образом, п. 6.2 следует изложить в следующей редакции: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
...
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А09-4762/2009 в части принятия п. 6.2 договора в редакции МУП "Б" отменить.
Изложить п. 6.2 договора в следующей редакции: "Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств устанавливается в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2010 г. N Ф10-1038/10 по делу N А09-4762/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании