Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 мая 2010 г. по делу N А62-9693/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2010 г. N ВАС-12335/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "И" - А.В.С. - представитель, доверенность от 08.12.2009 б/н, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - С.Н.В. - представитель, доверенность от 12.05.2010 N 88, от Федерального государственного унитарного предприятия "Р" Смоленской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Смоленской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2010 по делу N А62-9693/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "И" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1 092 036 400 руб., возникшей в связи с неправильным применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв.м. по виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; и о об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 172873400 руб., рассчитанном с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2469,62 руб./кв. м по виду разрешенного использования "Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
В качестве заинтересованных лиц по данному спору, заявителем также были указаны Администрация Смоленской области и Федеральное государственное унитарное предприятие "Р" Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2010 требования, заявленные к Управлению Роснедвижимости по Смоленской области, удовлетворены в полном объеме и отказано в удовлетворении требований, предъявленных к Администрации Смоленской области и Федеральному
государственному унитарному предприятию "Р" Смоленской области.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не обжаловался.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции от заявителя жалобы поступило ходатайство о его замене в порядке процессуального правопреемства на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области. При этом суду представлен приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 N п/41 в соответствии с которым Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области реорганизовано с передачей полномочий в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции производит замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция полагает, что обжалуемое решение суда по настоящему делу подлежит частичной отмене с принятием нового судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурса между Администрацией Смоленской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Р" Смоленской области был заключен государственный контракт от 29.06.2007 N 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Смоленской области.
Результаты кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов на территории Смоленской области, полученные во исполнение вышеназванного контракта, были проверены Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и признаны соответствующими методическим указаниям.
После проведения указанных процедур Управлением Роснедвижимости по Смоленской области сведения о кадастровой стоимости земельных участков были представлены в Администрацию Смоленской области на утверждение.
По результатам работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Смоленской области Администрацией Смоленской области принято постановление от 21.10.2008 N 584 об их утверждении.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом были утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению N 1; средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению N 2.
Как следует из материалов дела, при осуществлении государственной кадастровой оценки, проводимой по заказу Администрации Смоленской области, земельный участок с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 площадью 70 000 кв. м, принадлежащий ООО "И" на праве аренды, для целей определения его кадастровой стоимости по видам разрешенного использования был отнесен к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства материально-технического, продовольственного снабжении сбыта и заготовок.
Для земельных участков с указанным видом разрешенного использования и расположенным в кадастровом квартале номер 67:27:001 38 92 г. Смоленска удельный показатель кадастровой стоимости земель установлен в размере 15 600,52 руб. за 1 кв. м (постановление Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584).
На основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных вышеназванным нормативным правовым актом, Управлением Роснедвижимости по Смоленской области в государственный кадастр объектов недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2, которая составила 1 092 036 400 рублей ( из расчета - 15600,52 руб. Х 70 000 кв. м).
ООО "И", будучи несогласным с определением кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по основаниям необоснованного отнесения его по видам разрешенного использования к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Управления Роснедвижимости по Смоленской области, связанных с внесением в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Признавая незаконными действия органа кадастрового учета, суд первой инстанции исходил из того, что для целей кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего заявителю, вид разрешенного использования этого участка определен неправильно, в связи с чем его кадастровая стоимость была завышена.
При этом суд обязал Управление Роснедвижимости по Смоленской области устранить допущенные нарушении путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2.
Указанные выводы суда первой инстанции не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, полномочия по установлению кадастровой стоимости земельных участков предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В функции же органов кадастрового учета входит лишь организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Как следует из материалов дела, государственная кадастровая оценка земельных участков, в том числе и принадлежащего ООО "И", осуществлялась по заказу Администрации Смоленской области на основании заключенного государственного контракта с ФГУП "Р".
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2. определялся оценщиками.
Результаты кадастровой оценки земельных участков утверждены Администрацией Смоленской области.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета обязан проводить кадастровый учет изменения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Такой учет изменения сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, на органы государственной власти, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной оценки объектов недвижимости, возложена обязанность представлять в орган кадастрового учета соответствующие результаты кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, Управлением Роснедвижимости по Смоленской области сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:0002 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Администрацией Смоленской области.
Процедура внесения этих сведений осуществлялась органом кадастрового учета с учетом требований, предусмотренных вышеназванными нормами действующего законодательства.
Оспаривая действия Управления Роснедвижимости по Смоленской области, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:0002, заявитель не указывает какие нарушения порядка регистрации допущены регистрирующим органом.
Учитывая обстоятельства спора и изложенные требования закона, заявление ООО "И" о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, связанных с внесением в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1 092 036 400 руб., удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного, обжалуемое решение суда по настоящему делу в части признания незаконными действий Управления Роснедвижимости по Смоленской области, связанных с внесением в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1 092 036 400 руб., и обязании Управления устранить допущенные нарушения путем восстановления ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости этого участка в размере 172 873 400 руб., подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "И" в указанной части.
В связи с отказом в удовлетворении требований, решение суда о взыскании с Управления Роснедвижимости по Смоленской области в пользу ООО "И" госпошлины в сумме 2000 рублей также подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения ООО "И" в суд послужили действия уполномоченного органа, связанные с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков и определением кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды.
По мнению ООО "И", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 при проведении оценки определен неправильно, что повлекло за собой завышение его кадастровой стоимости.
Указанные основания к предмету спора не относятся, так как внесение органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости земельного участка осуществлялось по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Администрацией Смоленской области.
Как следует из материалов дела, выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области осуществляло ФГУП "Р" на основании государственного контракта, заключенного с Администрацией Смоленской области.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные Администрацией Смоленской области, являются обязательными к применению для установленных законом целей.
Как следует из материалов дела, по заявленному спору ООО "И" в качестве заинтересованных лиц указало, в том числе, Администрацию Смоленской области, ФГУП "Р".
В удовлетворении требований к указанным лицам судом правомерно отказано, так как их действия, связанные с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков и решение об утверждении результатов этой оценки, в установленном порядке оспорены не были.
Предметом спора по настоящему делу являются действия Управления Роснедвижимости по Смоленской области, связанные с внесением сведений в государственный кадастр объектов недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Полномочиями по осуществлению этих действий Администрация Смоленской области и ФГУП "Р" не наделены, а поэтому требования к указанным лицам предъявлены ООО "И" необоснованно.
При таких обстоятельствах спора обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "И", предъявленных к Администрации Смоленской области и ФГУП "Р" Смоленской области, отмене или изменению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2010 по делу N А62-9693/2009 в части признания незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1092036400 руб., возникшей в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв. м по виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в части обязания Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "И" путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2, а именно, кадастровую стоимость 172873400 руб., возникшую в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2469,62 руб./кв. м по виду разрешенного использования "Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" и в части взыскания с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "И" госпошлины в сумме 2000 рублей отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "И" о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1 092 036 400 руб., возникшей в связи с неправильным применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв. м по виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", и об обязании данного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 172873400 руб., рассчитанном с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2469,62 руб./кв. м по виду разрешенного использования "Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" отказать.
В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета обязан проводить кадастровый учет изменения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
...
Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, на органы государственной власти, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной оценки объектов недвижимости, возложена обязанность представлять в орган кадастрового учета соответствующие результаты кадастровой оценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2010 г. по делу N А62-9693/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании