Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 июля 2010 г. по делу N А35-9718/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Т.М.С.- представителя (дов. от 01.06.2010 - пост.), В.Е.В. - представителя (дов. от 01.04.2010 - пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом, от третьих лиц: Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства курской области - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 01.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу N А35-9718/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Э" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г.Курску от 31.07.2009 N 15-11/84 в части привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 94280,66 руб., начисления пени в размере 51444,20 руб. и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 471403,30 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 01.02.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010, заявленные требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества "Э", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Э" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен от 03.07.2009 акт N 15-11/38.
Решением от 31.07.2009 N 15-11/84, принятым после рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика, ООО "Э" привлечено к налоговой ответственности, в том числе, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 94 280, 66 руб., начислены пени по НДС в размере 51444,2 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 471403,30 руб.
Управлением ФНС России по Курской области жалоба Общества на решение Инспекции N 15-11/84 от 31.07.2009 оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления НДС, пени и применения мер налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС на суммы, полученные им от Комитета социального обеспечения Курской области, являющимися расходами, понесенными в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги льготной категории граждан, которые инспекция посчитала как денежные средства, полученные в счет увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Не согласившись с решением инспекции (частично), ООО "Э" оспорило ненормативный правовой акт в судебном порядке.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153-162 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
На основании п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы, уплаченные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Судами с учетом требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что общество осуществляло деятельность по реализации коммунальных услуг населению - вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, согласно установленным государственным тарифам с учетом льгот, предоставляемых на основании федерального и регионального законодательства. Выделяемые из бюджета средства предназначались для возмещения расходов, понесенных обществом вследствие предоставления отдельным категориям граждан установленных законодательством льгот по оплате коммунальных услуг, и не связаны с оплатой реализованных услуг, следовательно, не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Кроме того, судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих включение НДС в размер денежных субсидий, предоставленных обществу.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным оспариваемое решение инспекции.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу N А35-9718/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы, уплаченные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2010 г. по делу N А35-9718/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании