Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 июля 2010 г. по делу N А68-9019/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 2010 г. N ВАС-14029/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: В.А.И. - представитель (дов. от 17.08.2009); от Министерства сельского хозяйства РФ: К.Н.И. - представитель (дов. от 11.01.2010); от Департамента сельского хозяйства Тульской области: Д.Н.И. - представитель (дов. N 21-01-03/1690 от 28.06.2010); М.З.С. - представитель (дов. N 21-01-03/1691 от 28.06.2010), от иных лиц, участвующих в деле: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства РФ на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А68-9019/2009, установил:
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "К" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытков в сумме 13 462 618 руб., с Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области за счет казны Тульской области убытков в сумме 5 328 424 руб.
Определением арбитражного суда от 29.10.2009 по ходатайству истца к участию в деле в качестве органа, выступающего от имени Российской Федерации, привлечено Министерство сельского хозяйства РФ.
До принятия решения по делу истец уточнил заявленные требования и просил взыскать убытки в сумме 16 187 409 руб. за счет казны РФ, 2 029 498 руб. - за счет казны Тульской области, в том числе убытки, связанные с неполучением субсидий на компенсацию затрат на комбикорма, в размерах, соответственно, 14 328 450 руб. и 1 592 050 руб. Уточнение требований судом принято.
Истец также отказался от заявленных требований о взыскании убытков в сумме 459 309 руб. за счет казны РФ и в сумме 114 826 руб. - за счет казны Тульской области, связанных с неполучением субсидий по частичному погашению процентов по кредитному договору N 33/745. В порядке статьи 49 АПК РФ отказ от иска в указанной части принят судом.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2009 исковые требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 13 214 259 руб. убытков, с Тульской области в лице Департамента сельского хозяйства Тульской области за счет казны Тульской области в пользу ЗАО "К" - 1 699 148 руб. убытков. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано. В части требований о взыскании убытков в сумме 459 309 руб. за счет казны РФ и в сумме 114 826 руб. - за счет казны Тульской области, связанных с неполучением субсидий по частичному погашению процентов по кредитному договору N 33/745 производство по делу прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не соглашаясь с названными судебными актами в части взыскания убытков с Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не было учтено обстоятельство установления неправомерности действий повлекших убытки истца лишь в отношении Департамента сельского хозяйства Тульской области, а не Министерства сельского хозяйства РФ, в связи с чем, взыскание убытков с последнего не является правомерным. Считает, что заключенное Министерством сельского хозяйства РФ и Департаментом сельского хозяйства Тульской области соглашение от 03.03.2008 N 174/17 необоснованно расценено судами в качестве гражданско-правовой сделки. Указывает на то, что распределение и выплата сельхозпроизводителям субсидий относится к полномочиям субъекта РФ от лица которого в данном случае действовал Департамент сельского хозяйства Тульской области, который не мог действовать от имени Российской Федерации.
При этом кассационная жалоба не содержит доводов в отношении удовлетворения части исковых требований к Тульской области в лице Департамента сельского хозяйства Тульской области, отказа в удовлетворении части иска и прекращения производства по делу в части требований о взыскании 459 309 руб. за счет казны РФ и 114 826 руб. - за счет казны Тульской области. Кроме того, заявитель жалобы не оспаривает расчет взысканной суммы убытков.
Доводы жалобы поддержаны представителем ее заявителя в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции.
Представители истца и Департамента сельского хозяйства Тульской области, возражая доводам жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых заявителем судебных актов.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, платежными поручениями N 143 от 27.06.2008 и N 379 от 02.07.2008 ЗАО "К" Департаментом сельского хозяйства Тульской области были выплачены субсидии в сумме 412426 руб. и 101398 руб. в качестве возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам за сентябрь-декабрь 2007 года и январь-февраль 2008 года.
В дальнейшем письмами Департамента сельского хозяйства Тульской области N 21-01-20/2178 от 25.08.2008, N 21-01-20/2963 от 28.10.2008, N 21-01-20/2989 от 30.10.2008, N 21-01-20/3563 от 16.12.2008, N 21-01-03/81 от 19.01.2009 в выплате субсидий ЗАО "К" было отказано со ссылкой на то, что заявитель не признан сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 по делу N А68-2609/09 по иску ЗАО "К" к Департаменту сельского хозяйства Тульской области признаны незаконными:
- действия Департамента сельского хозяйства Тульской области, выразившиеся в отказе от оказания ЗАО "К" государственной поддержки как сельскохозяйственному товаропроизводителю и в требовании к ЗАО "К" вернуть полученные субсидии по кредитному договору от 28.06.2007 N 33/571 в общей сумме 513 824 руб. (письма Департамента от 30.10.2008 N 21-01-20/2989, от 16.12.2008 N 21-01-20/3963, от 19.01.2009 N 2 1-01-03/81),
- бездействие Департамента сельского хозяйства Тульской области, выразившееся в невыплате ЗАО "К" в 2008 году субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам N 33/571 от 28.06.2007, N 33/651 от 06.11.2007, N 33/745 от 16.04.2008, заключенным с целью приобретения кормов для птицы,
- бездействие Департамента сельского хозяйства Тульской области, выразившееся в невыплате ЗАО "К" в 2008 году субсидий на компенсацию части расходов на комбикорма как противоречащие Федеральному закону N 264-ФЗ от 29.12.2006 "О развитии сельского хозяйства", постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 N 997 "Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства", от 29.12.2007 N 998 "О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года", приказам Минсельхоза России N 23 от 01.02.2008, N 437 от 22.09.2008, постановлению администрации Тульской области N 236 от 24.04.2008 "О предоставлении в 2008 году субсидий из бюджета Тульской области на государственную поддержку программ и мероприятий в сельском хозяйстве Тульской области".
В удовлетворении части требований об обязании предоставить субсидии отказано со ссылкой на то, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено только путем предъявления иска о взыскании убытков с соответствующего публично-правового образования в силу ст. 16, 1069 ГК РФ.
Ссылаясь на то, что противоправное не исполнение ответчиками обязательств по выплате субсидий, установленных действующим законодательством для сельскохозяйственных производителей на компенсацию части затрат, повлекло возникновение у истца убытков, ЗАО "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, в части исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, ст.ст. 7, 16 ФЗ "О развитии сельского хозяйства", п.п. 7, 8, 13 Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 997, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450, постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и Регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", пришли к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует положениям законодательства и материалам дела.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции (в том числе) по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
В силу пункта 5.11 названного Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Пунктом 5.5.1 того же Положения предусмотрено, что реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Программа).
Данной Программой предусмотрено предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Из материалов дела следует, установлено судами и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, что 03.03.2008 между Минсельхозом России и Департаментом сельского хозяйства Тульской области подписано соглашение N 174/17 о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства, предметом которого являлось осуществление сторонами совместных действий по долевому финансированию расходов на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Тульской области.
При этом в данном соглашении указывается, что оно заключается в целях реализации мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 и в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Изложенное свидетельствует о том, что реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, а соглашение от 03.03.2008 N 174/17 заключено в целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в рамках осуществления Министерством сельского хозяйства функций по реализации мероприятий указанной Программы, возложенных на него 5.5.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26.8 Федерального закона от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по реализации мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, влечет возникновение убытков у юридического лица, имеющего право на получение соответствующих субсидий.
В силу изложенного вывод арбитражных судов о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в части требований к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ следует признать правомерным.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что судами первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не было учтено обстоятельство установления по делу N А68-2609/09 неправомерности действий повлекших убытки истца лишь в отношении Департамента сельского хозяйства Тульской области, а не Министерства сельского хозяйства РФ, являются несостоятельными.
Пункт 14 "Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 997, определяет, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Как следует из материалов настоящего дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 по делу N А68-2609/09, были признаны неправомерными действия (бездействия) Департамента сельского хозяйства Тульской области, при осуществлении использования денежных средств предназначенных на цели, определенные Программой. Установленные судом противоправные действия Департамента сельского хозяйства Тульской области в рамках реализации Программы заключается именно в нарушении их целевого использования (в соответствии с целями программы).
Поскольку контроль за целевым использованием денежных средств, перечисленных Департаменту сельского хозяйства Тульской области в рамках реализации Программы приведенным положением Правил возложен на Министерство сельского хозяйства РФ, именно оно, ненадлежащим образом исполняя эту обязанность, допустило противоправные действия, повлекшие убытки у истца.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что заключенное Министерством сельского хозяйства РФ и Департаментом сельского хозяйства Тульской области соглашение от 03.03.2008 N 174/17 необоснованно было расценено судами как гражданско-правовая сделка, не опровергают факт причинения Министерством истцу убытков, поскольку признанные решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 по делу N А68-2609/09 неправомерными действия (бездействия) Департамента Тульской области были совершены в ходе исполнения функций Министерства сельского хозяйства РФ по реализации программы, что следует из его текста.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов, полагая их принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А68-9019/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 14 "Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 997, определяет, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Как следует из материалов настоящего дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2009 по делу N А68-2609/09, были признаны неправомерными действия (бездействия) Департамента сельского хозяйства Тульской области, при осуществлении использования денежных средств предназначенных на цели, определенные Программой. Установленные судом противоправные действия Департамента сельского хозяйства Тульской области в рамках реализации Программы заключается именно в нарушении их целевого использования (в соответствии с целями программы).
Поскольку контроль за целевым использованием денежных средств, перечисленных Департаменту сельского хозяйства Тульской области в рамках реализации Программы приведенным положением Правил возложен на Министерство сельского хозяйства РФ, именно оно, ненадлежащим образом исполняя эту обязанность, допустило противоправные действия, повлекшие убытки у истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2010 г. по делу N А68-9019/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании