Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 июля 2010 г. по делу N А23-5687/09А-3-284
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителей: Индивидуальных предпринимателей А.А.Ю., С.Е.С. - Б.В.Н. - представителя (доверенности от 10.11.2009 N 40-01/312179, N 40-01/312178, пост.), З.Е.Б. - представителя (доверенности от 10.11.2009 N 40-01/312179, N 40-01/312178, пост.); от Администрации города Обнинска - Г.Н.И. - представителя (дов. от 01.07.2010 N 01-23/1431, пост.), Л.О.И. - представителя (дов. от 05.07.2010 N 01-23/1456, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей А.А.Ю. и С.Е.С. на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А23-5687/09А-3-284, установил:
Индивидуальные предприниматели А.А.Ю. и С.Е.С. (далее - Предприниматели) обратились в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Администрации города Обнинска (далее - Администрация) о признании незаконным установленного ограничения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в чертеже градостроительного плана земельного участка N RU40302000-47/09 и обязании внести изменения (выполнить корректировку) в чертеж градостроительного плана земельного участка N RU40302000-47/09 в соответствии с установленными с требованиями.
Решением суда от 21.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2010 решение суда от 21.01.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматели просят отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Администрацией на основании заявления Предпринимателей был изготовлен и постановлением от 22.07.2009 N 993-п утвержден градостроительный план земельного участка под здание аптеки и магазина продовольственных и непродовольственных товаров с кадастровым номером 40:27:030302:50, расположенного по адресу: г. Обнинск, 52 микрорайон, пр. Маркса, 65в, N RU40302000-47/09. Площадь земельного участка составляет 3163 кв. м. Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан Управлением архитектуры и градостроительства в 2009 году на топографической основе, выполненной МП "УКС города" в 2007 году.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Обнинск", утвержденными решением Обнинского городского Собрания 12.03.2007 N 01-40, установлен градостроительный регламент рассматриваемого земельного участка - зона застройки многоэтажными домами (Ж-3).
На чертеже градостроительного плана земельного участка (приложение N1) штриховкой выделено действие публичного сервитута, установленного Администрацией 22.12.2008 N 1998-п, место возможного размещения здания аптеки и магазина указано штриховкой N 2.
В границах земельного участка указан объект капитального строительства N1 - здание аптеки и магазина продовольственных и непродовольственных товаров с инвентаризационным или кадастровым номером 40:27:03 03 02:0050:3197/1:1000, технический паспорт КП БТИ инвентарный номер 3197.
30 июля 2009 года Предприниматели обратились в Администрацию с заявлением о внесении изменений в чертеж градостроительного плана земельного участка, установив размеры отступов от границ земельного участка до мест допустимого размещения зданий, сооружений в соответствии с градостроительными и техническими регламентами в области архитектуры градостроительства.
Получив отказ Администрации от 11.09.2009 о пересмотре условий градостроительного плана земельного участка, Предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку посчитали, что определение ограничений места допустимого размещения строения не позволят им использовать земельный участок в полном объеме при реконструкции существующего объекта недвижимости. При этом, Предприниматели просили обязать Администрацию внести в вышеуказанный градостроительный план следующие изменения: 1) в соответствии с табл. 8 СНиП 2.07.01-90 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" отступ от границы проезжей части второстепенного проезда (со стороны жилого дома по пр. Маркса, 57) до мест размещения зданий, строений, сооружений на участке вместо 5 метров уменьшить до 0,75 м, равной ширине тротуара; 2) исключить треугольник видимости, установленный со стороны жилого дома по пр.Маркса, 57 с нарушением п. 6.23* СНиП 2.07.01-89; 3) в соответствии с требованиями пунктов 1 и 3 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ минимальное расстояние от торца жилого дома по пр. Маркса, 57 до мест размещения зданий, строений, сооружений с 8 м. уменьшить до 4,8 м; 4) исключить ограничение зоны мест размещения зданий, строений, сооружений с южной стороны (со стороны проезда вдоль жилого дома по пр. Маркса, 53) створом соседнего жилого дома N 57 по пр. Маркса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а действие (бездействии) незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 и ее заполнение должно осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской федерации от 11.08.2006 N 93.
Проект застройки 52 жилого микрорайона города Обнинска согласован решением Исполнительного комитета Обнинского городского Совета народных депутатов Калужской области от 04.09.1986 N 13-375.
Пунктом 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено ограничение использования земельных участков посредством установления градостроительных регламентов, под которыми понимаются: устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из п. 2 ст. 39, ст. 57 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительные регламенты устанавливаются для каждой территориальной зоны и являются составляющими правил застройки - нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана населенного пункта.
Градостроительные регламенты в отличие от технических регламентов, определяют параметры и виды использования территории поселения в части застройки (внешнюю форму строительной деятельности в поселениях) и утверждаются актом органа местного самоуправления.
Решением Городского собрания от 12.03.2007 N 01-40 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Обнинск", согласно ст. 4 которых положения и требования градостроительных регламентов, содержащихся в настоящих Правилах, обязательны для соблюдения наряду с техническими регламентами, нормативами градостроительного проектирования и иными обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством.
Проект генерального плана г. Обнинска утвержден решением Исполкома Калужского областного Совета депутатов трудящихся от 03.12.1971 N 737.
Таким образом, рассматриваемые правоотношения регулируются положениями Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки МО "Город Обнинск" от 12.03.2007, содержащими отсылочную норму к техническим регламентам и иным обязательным требованиям в сфере проектирования, строительства и землепользования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с требованиями п. 2.9 СНиП 2.07.01-89 Администрация правомерно признала проезд, имеющий 2 полосы шириной 2,75 каждая, и ширина тротуара составляет 1,0 метр, категорией основного значения с расчетной скоростью движения 40 км/час, поскольку этот проезд предназначен для подъезда транспорта к жилым и общественным зданиям микрорайона, в том числе грузового транспорта к торговому центру, а также магазину "Копейка" (предприятиям обслуживания), расположенному в доме N 65 в по пр. Маркса.
Кроме того, при непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным станкам или оградам их ширину следует увеличить не менее чем на 0,5 м (Примечания к табл. 8), а ст. 67 гл. 15 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
Таким образом, минимальные отступы от границ земельного участка в градостроительном плане определены с учетом существующего объекта недвижимости.
Доказательства того, что установление минимальных границ препятствует использованию земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
В пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (косков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Поскольку рассматриваемый проезд является основным с условиями "транспорт-транспорт", то в силу требований п. 6.23* СНиП 2.07.01-89 размеры сторон равнобедренного треугольника должны быть при скорости движения 40 км/ч 25 м, при скорости движения 60 км/ч - 40 метров, в связи с чем суд правомерно указал на необоснованное применение Предпринимателями условий проезда "пешеход - транспорт" (по второстепенному проезду) с размером прямоугольного треугольника 8х40.
Учитывая требования таблицы 11 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, которой установлены Противопожарные расстояния между зданиями, а также то, что из проектной документации и технического решения, принятых в процессе строительства следует, что здание N 65 по пр. Маркса имеет 11 степень огнестойкости и СО-класс конструктивной пожарной безопасности здания, суд обоснованно указал, что противопожарное расстояние с учетом имеющегося жилого дома (N 65в) и реконструируемым объектом недвижимости находится в прямой связи от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности возводимого строения, а поэтому в отсутствие архитектурно-планировочного задания, рассмотрение по существу разногласий по исследуемым параметрам преждевременно.
Ограничение зоны места размещения зданий, строений, сооружений с южной стороны створом соседнего жилого дома по пр. Маркса, 57 основано на проекте застройки микрорайона, согласованного решением Исполнительного комитета Обнинского городского Совета народных депутатов Калужской области от 04.09.1986 N 13-375.
Архитектурно-планировочное решение и объемно-пространственная композиция, предусмотренные проектом детальной планировки в общем плане застройки поселения в рамках градостроительной деятельности, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Учитывая, что градостроительный план земельного участка N RU40302000-47/09 составлен Администрацией в рамках ее полномочий в соответствии с установленной формой и имеющейся инструкцией, а также с учетом баланса частных и публичных интересов, суд правомерно отказал Предпринимателям в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 21.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А23-5687/09А-3-284 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку рассматриваемый проезд является основным с условиями "транспорт-транспорт", то в силу требований п. 6.23* СНиП 2.07.01-89 размеры сторон равнобедренного треугольника должны быть при скорости движения 40 км/ч 25 м, при скорости движения 60 км/ч - 40 метров, в связи с чем суд правомерно указал на необоснованное применение Предпринимателями условий проезда "пешеход - транспорт" (по второстепенному проезду) с размером прямоугольного треугольника 8х40.
Учитывая требования таблицы 11 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, которой установлены Противопожарные расстояния между зданиями, а также то, что из проектной документации и технического решения, принятых в процессе строительства следует, что здание N 65 по пр. Маркса имеет 11 степень огнестойкости и СО-класс конструктивной пожарной безопасности здания, суд обоснованно указал, что противопожарное расстояние с учетом имеющегося жилого дома (N 65в) и реконструируемым объектом недвижимости находится в прямой связи от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности возводимого строения, а поэтому в отсутствие архитектурно-планировочного задания, рассмотрение по существу разногласий по исследуемым параметрам преждевременно."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2010 г. по делу N А23-5687/09А-3-284
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании