Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 августа 2010 г. по делу N А48-5910/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - С.С.Л. - представителя (доверенность от 05.05.2010 N 70, постоянная), от Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области - И.А.А. - представителя (доверенность от 29.01.2010, постоянная), М.Ю.Н. - представителя (доверенность от 12.05.2010 N 76, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А48-5910/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фото художественный коммерческий центр "Л" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области (далее по тексту - Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества общей площадью 148,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Л., д. 24-26, и с требованием обязать Управление зарегистрировать переход права и права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых актов.
Как установлено судом, 24.07.2009 между Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (продавец) и ООО "Фото художественный коммерческий центр "Л" (покупатель) заключен договор N 223 купли-продажи недвижимого имущества, предметом которого является нежилое помещение общей площадью 148,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Л., д. 24-26, Лит. А, пом. 37, входящее в состав памятника истории и культуры регионального значения "Дом жилой, XIX в." (постановление Областного Совета от 27.02.2001 N 32/598-ОС). В тот же день сторонами подписан акт приема-передачи объекта.
В соответствии с охранным обязательством по сохранению, содержанию и использованию недвижимого памятника истории и культуры, подписанного госорганом и Обществом 3 августа 2009 года за N 22, последнее приняло на себя обязательство использовать "Дом жилой XIX в." в целях дальнейшего сохранения его как памятника истории и культуры исключительно под торговое помещение, обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы.
19 августа 2009 года стороны договора купли-продажи обратились в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, являющийся предметом указанного договора, приложив к нему договор, акт приема-передачи, охранное обязательство.
Государственная регистрация в соответствии с уведомлением от 23.09.2009 приостанавливалась на месяц.
Сообщением от 29.10.2009 N 01/082/2009-712 заявителю отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, закон о государственной регистрации), так как на государственную регистрацию прав не представлен паспорт объекта культурного наследия.
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "Фото художественный коммерческий центр "Л", последнее оспорило данный отказ в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемый отказ Управления недействительным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявителем госрегистратору представлен полный перечень документов, необходимых для государственной регистрации перехода права и права собственности спорного объекта недвижимости, как-то: заявление от 19.08.2009, охранное обязательство от 03.08.2009 N 22, договор от 24.07.2009 N 223 купли-продажи недвижимого имущества, акт приема-передачи объектов от 24.07.2009, решение от 25.10.2008 N 2 учредителей ООО "Фото художественный коммерческий центр "Л".
Список документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган, приведен в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Истребовать дополнительные документы регистрирующий орган не вправе, если только иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия является паспорт объекта культурного наследия. Таким образом, указанная норма устанавливает дополнительные требования к регистрации перехода права собственности на памятник истории и культуры.
В силу п. 1 ст. 21 Закона N 73-ФЗ форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации названного положения упомянутого закона Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия утвердила форму паспорта Приказом от 27.02.2009 N 38. Данный Приказ вступил в силу с 01.01.2010 (признан утратившим силу в связи с изданием Приказа от 27.02.2010 N 27, утвердившим новую форму паспорта объекта культурного наследия).
Судом учтено, что заявителем регистрирующему органу было представлено сообщение Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 08.10.09 N 6-911лс о том, что изготовление паспорта на указанный объект культурного наследия и передача его собственнику предусмотрены планом мероприятий областной целевой программы "Культура Орловской области на 2006-2010 годы" в текущем году.
Кроме того, паспорт объекта культурного наследия выдается на объект, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Положение об этом реестре утверждено Приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 N 37, который вступил в силу с 01.01.2010.
Исходя из п. 6 ст. 63 Закона N 73-ФЗ, пока не вступит в силу Положение о реестре, необходимо руководствоваться, в частности, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203. Данной Инструкцией не предусмотрена передача одного из экземпляров учетных документов (к которым относится и паспорт объекта культурного наследия) собственнику имущества.
Таким образом, в связи с тем, что на период обращения общества за регистрацией перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества уполномоченный орган не мог выдать в установленном порядке паспорт объекта культурного наследия, следовательно, Управление не вправе было отказать в государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на объект культурного наследия по причине непредставления данного паспорта.
Вместе с тем, кассационная инстанция учитывает, что выводы судов о том, что паспорт объекта культурного наследия не является документом, необходимым для государственной регистрации прав, не привели к принятию неверного решения, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А48-5910/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом учтено, что заявителем регистрирующему органу было представлено сообщение Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 08.10.09 N 6-911лс о том, что изготовление паспорта на указанный объект культурного наследия и передача его собственнику предусмотрены планом мероприятий областной целевой программы "Культура Орловской области на 2006-2010 годы" в текущем году.
Кроме того, паспорт объекта культурного наследия выдается на объект, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Положение об этом реестре утверждено Приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 N 37, который вступил в силу с 01.01.2010.
Исходя из п. 6 ст. 63 Закона N 73-ФЗ, пока не вступит в силу Положение о реестре, необходимо руководствоваться, в частности, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203. Данной Инструкцией не предусмотрена передача одного из экземпляров учетных документов (к которым относится и паспорт объекта культурного наследия) собственнику имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 августа 2010 г. по делу N А48-5910/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании