Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 июля 2010 г. по делу N А62-8887/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 2010 г. N ВАС-13575/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - К.В.В. - представителя (доверенность от 18.03.2010 б/н, постоянная), от Администрации Смоленской области - П.И.А. - представителя (доверенность от 01.10.2009 б/н, постоянная), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - Л.В.А. - представителя (доверенность от 18.01.2010б/н, постоянная), ФГУП "Р" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Департамента имущественных и земельных отношений по Смоленской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2010 по делу N А62-8887/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области (далее - Управление) и администрации Смоленской области (далее - Администрация) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв. м, в размере 7369570053 руб. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735, 25 руб. за кв. м; о признании незаконными действий Управления, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости названного земельного участка; об обязании Управления внести в государственный кадастр недвижимости достоверные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка (уточненные требования).
Определением суда от 16.02.2010 в качестве соответчиков по делу привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Р" Смоленской области (далее - БТИ) и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недостоверным результат кадастровой оценки вышеуказанного земельного участка и незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 7369570053 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735, 25 руб. за кв. м, обязав Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка. В отношении Администрации в удовлетворении требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит указанное решение отменить, так как судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решения в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 67:02:0010138:1 площадью 500132 кв. м. Разрешенное использование - для размещения складов временного хранения продуктов питания и промышленных товаров.
Удельный показатель кадастровой стоимости арендуемого Обществом земельного участка в 2006-2008 году составлял 90,31 руб. за 1 кв. м. Названный удельный показатель был внесен в сведения государственного кадастра на основании Постановления Администрации Смоленской области от 06.10.2003 N 258 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области". Кадастровая стоимость земельного участка заявителя, определенная в соответствии с данным удельным показателем, составляла 45166920,92 руб.
Постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области (Приложение N 1) и постановление администрации Смоленской области от 06.10.2003 N 258 признано утратившим силу с 01.01.2009.
Согласно кадастровому паспорту от 27.01.2009 N 6702/201/09-880 земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 (равнозначен кадастровому номеру 67:02:001 01 38:0001) удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка составляет 14735,25 руб. за 1 кв. м, а кадастровая стоимость - 7369570053 руб.
Посчитав результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными и действия Управления по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества в отношнии Управления, суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а действие (бездействие) незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу пункта 11 Правил разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215.
На основании пункта 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно отчету N 10/009 об оценке рыночной стоимости четырех земельных участков, принадлежащих ООО "М", рыночная стоимость принадлежащего Обществу спорного земельного участка составляет 460007000 руб., что значительно меньше размера его кадастровой стоимости, обозначенной Управлением Роснедвижимости в кадастровом плане.
При этом ответчики величину рыночной стоимости не оспорили и не подтвердили правильность расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, существенно (более чем в 16 раз) превышающем его рыночную стоимость и в соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельного участка соблюден, суду не представлено.
По неоднократному предложению арбитражного суда ответчиками не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная исходная информация о земельном участке, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, и кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Соблюдение административной процедуры и утверждение Акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 5 не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
Кроме того, для расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя использованы факторы стоимости: численность населения, транспортная доступность, наличие железнодорожных путей, наличие водных путей, до остановок общественного транспорта (автобусные остановки, троллейбусные остановки) - 742,08 м.
Между тем, из схемы промеров расстояний от земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, выполненной ООО "Т" по заказу ООО "М", от 19.03.2010 N 78 расстояние от земельного участка Общества до ближайшей остановки общественного транспорта составляет 981 м., а расстояние до ближайшего водоема - 161 м., то есть отсутствуют примыкающие к земельному участку водные объекты.
Помимо этого согласно Перечню внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р, река Вязьма, находящаяся в непосредственной близости к спорному земельному участку, не является внутренним водным путем, поскольку внутренние водные пути на территории Смоленской области отсутствуют.
На основании изложенного суд признал недоказанным, что данные о кадастровой стоимости земельного участка внесены Управлением в Государственный кадастр недвижимости с соблюдением названных требований и Методических указаний.
Учитывая положения ст. ст. 1, 65 Земельного кодекса РФ, пунктов 53, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости и необходимости обеспечения справедливого разумного баланса между публичными и частными интересами, суд в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал Управление восстановить в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, явились предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области 09.04.2010 по делу N А62-8887/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого согласно Перечню внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р, река Вязьма, находящаяся в непосредственной близости к спорному земельному участку, не является внутренним водным путем, поскольку внутренние водные пути на территории Смоленской области отсутствуют.
На основании изложенного суд признал недоказанным, что данные о кадастровой стоимости земельного участка внесены Управлением в Государственный кадастр недвижимости с соблюдением названных требований и Методических указаний.
Учитывая положения ст. ст. 1, 65 Земельного кодекса РФ, пунктов 53, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости и необходимости обеспечения справедливого разумного баланса между публичными и частными интересами, суд в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал Управление восстановить в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 июля 2010 г. по делу N А62-8887/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании