Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 августа 2010 г. по делу N А48-6345/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Т.Е.А. - представителя (доверенность от 11.01.2009 N 4, постоянная), А.П.С. - пастора Церкви Божией "В" (протокол от 30.03.2008 N 01), от Управления регистрационной Орловской области - М.Ю.Н. - представителя (доверенность от 12.05.2010 N 76, постоянная), Г.М.В. - представителя (доверенность от 12.05.2010 N 75, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Местной религиозной организации Христианская Церковь Божия "В" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А48-6345/2009, установил:
Местная религиозная организация Христианская Церковь Божия "В" (далее по тексту - МРО Христианская Церковь Божия "В", Организация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Орловской области (далее - Управление, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - Дом молитвы и с требованием обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, зарегистрировав право собственности на объект недвижимости - Дом молитвы, площадью 102,3 кв. м, расположенный по адресу: г. Орел, ул. С., д. 90 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Местная религиозная организация Христианская Церковь Божия "В" просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Присутствующие в судебном заседании представители Управления ходатайствовали о проведении процессуального правопреемства путем замены Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство, и в соответствии со статьей 48 АПК РФ произвести процессуальное правопреемство путем замены Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, уполномоченным Совета по делам религий по Орловской области заявителю выдано заключение о разрешении покупки на средства верующих дома N 90 по ул. С. в городе Орле с правом переоборудования его для молитвенных целей.
На основании разрешения Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 14.04.1981 Организацией приобретены 23/34 долей жилого дома N 90 по договору купли-продажи от 21.05.1981.
По договору купли-продажи доли жилого дома от 23.10.1997 заявителем приобретены оставшиеся 11/34 долей указанного дома.
11 апреля 2006 года МРО "В" обратилось в администрацию города Орла с заявлением о переводе жилого дома в нежилой назначением "Молитвенный дом".
В письме от 04.12.2007 администрация города Орла в переводе жилого дома в нежилой Организации отказала.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 по делу А48-55/08-7, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, указанный отказ администрации признан незаконным, суд обязал рассмотреть по существу заявление МРО Христианская Церковь Божия "В" на перевод жилого дома N 90 по улице Серпуховской в городе Орле в нежилое помещение в установленном порядке.
Постановлением мэра города Орла от 26.11.2008 N 3883 заявителю дано разрешение на перевод жилого помещения, расположенного по адресу: г. Орел, ул. С., д. 90, в нежилое с изменением его функционального назначения - дом молитвы. 30 декабря 2008 года администрация уведомила Организацию о принятом решении.
22 апреля 2009 года Организация обратилась в Управление с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, общей площадью 142,2 кв. м с приложением следующих документов: вышеуказанных договоров купли-продажи, постановления мэра города Орла от 26.11.2008 N 3883, технического паспорта от 28.11.2006 на спорный объект недвижимого имущества.
Дополнительно 01.06.2009 МРО Христианская Церковь Божия "В" представлены регистрирующему органу уведомление администрации города Орла о переводе помещения в нежилое от 30.12.2008 и заключение, составленное открытым акционерным обществом "О" о состоянии несущих конструкций дома.
В сообщении от 12.10.2009 N 01/037/2009-557 Управление отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества на основании статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), так как Организацией не представлено уведомление о переводе жилого помещения в нежилое, которое необходимо в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации N 502 от 10.08.2005; в постановлении Муниципального образования города Орла от 26.11.2008 N 3883 отсутствует перечень работ при проведении реконструкции указанного объекта недвижимого имущества; не представлен акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства или перепланировки помещения; не представлены разрешение на строительство и разрешение на ввод заявленного на регистрацию объекта или документ, подтверждающий, что выдача разрешения на строительство не требуется.
Считая указанный отказ незаконным, Организация обжаловала его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 122-ФЗ"
Как следует из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд, МРО Христианская Церковь Божия "В" просила признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости общей площадью 102,3 кв. м.
Вместе с тем, с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с указанной площадью заявитель не обращался, а просил Управление зарегистрировать право собственности на объект недвижимости площадью 142,2 кв. м.
При этом, заявляя о государственной регистрации объекта недвижимости площадью 142,2 кв. м, Организация представила Управлению уведомление администрации города Орла о переводе жилого помещения общей площадью 102,3 кв. м в нежилое помещение. Уведомления о переводе помещения площадью 142,2 кв. м в нежилое, не представлено.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что указанный объект недвижимости на момент обращении Организации с заявлением о государственной регистрации права претерпел изменения как внутренние, так и внешние, увеличена его площадь, в связи с чем суд указал, что в отношении спорного здания была произведена реконструкция.
В силу пунктов 1 и 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В пункте 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Таким образом, документом, дающим застройщику право осуществлять реконструкцию объектов капитального строительства, их капитальный ремонт, а также документом, удостоверяющим выполнение реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства являются разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, как установлено судом, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества, заявитель не представил разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документ, подтверждающий, что выдача разрешения на строительство не требуется.
Помимо этого, суд принял во внимание, что из заключения о техническом состоянии несущих конструкций пристройки к зданию N 90 по ул. Серпуховской в городе Орле, составленного открытым акционерным обществом "О" не усматривается, что изменения объекта капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 9 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Вместе с тем, МРО Христианская Церковь Божия "В" не представила регистрирующему органу акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства или перепланировки помещения.
Кроме того, суд отметил, что в постановлении мэра города Орла от 26.11.2008 N 3883, которым дано разрешение на перевод указанного жилого помещения в нежилое, и в уведомлении администрации города Орла 30.12.2008 о принятом решении отсутствует перечень работ при проведении реконструкции объекта недвижимого имущества, что необходимо в силу статьи 23 Жилищного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что на объект капитального строительства, параметры которого изменены, государственный регистратор обязан истребовать документ, подтверждающий соблюдение норм законодательства при осуществлении указанных изменений объекта.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций признали, что отказ Управления в госрегистрации права собственности Организации на вышеуказанный объект недвижимости соответствует действующему законодательству, и отказали последней в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы являться поводом для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.02.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А48-6345/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 9 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Вместе с тем, МРО Христианская Церковь Божия "В" не представила регистрирующему органу акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства или перепланировки помещения.
Кроме того, суд отметил, что в постановлении мэра города Орла от 26.11.2008 N 3883, которым дано разрешение на перевод указанного жилого помещения в нежилое, и в уведомлении администрации города Орла 30.12.2008 о принятом решении отсутствует перечень работ при проведении реконструкции объекта недвижимого имущества, что необходимо в силу статьи 23 Жилищного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 августа 2010 г. по делу N А48-6345/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании