Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 августа 2010 г. по делу N А62-1145/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2009 г. N А62-1145/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - П.М.К. - представителя (доверенность от 08.2.2009 N 320), - Б.Т.Л. - представителя (доверенность от 01.07.2010 N 87), от Муниципального учреждения "М" - не явились, о месте и времени здравоохранения слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.04.2010 по делу N А62-1145/2009, установил:
Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Муниципальному медицинскому учреждению "М" (далее по тексту - Учреждение) о взыскании ущерба, причиненного нецелевым использованием средств обязательного социального страхования, в размере 84030 руб. (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.09.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.12.2009 решение суда первой инстанции отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области в ином судебном составе.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.04.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Фондом и Учреждением заключен договор от 19.11.2007 N 325, согласно которому стороны обязывались в соответствии с Порядком направления работников на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 N 44, действовавшим в рассматриваемый период (далее - Порядок), обеспечивать долечивание (реабилитацию) застрахованных граждан непосредственно после стационарного лечения за счет средств обязательного социального страхования.
Фондом совместно с Департаментом Смоленской области по здравоохранению проведена проверка качества медицинского отбора и обоснованности направления врачебной комиссией Учреждения в 2008 году застрахованных лиц на долечивание в отделение реабилитации Негосударственного учреждения "Санаторий "К" и отделение для долечивания беременных женщин групп риска ООО "Санаторий-профилакторий "К".
По результатам проверки составлена справка от 29.10.2008, согласно которой выявлены нарушения Порядка и Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства от 21.04.2001 N 309 (далее - Положение), повлекшие за собой нецелевое использование средств обязательного социального страхования. Так, на долечивание в санаторий были направлены больные З.В.П., М.Н.М., Ф.В.И., К.Т.Д. с амбулаторного этапа лечения, при этом Ф.В.И. направлен на долечивание с диагнозом, который не входит в перечень заболеваний, подлежащих долечиванию в санаторных условиях.
20 ноября 2008 года Фондом в адрес Учреждения направлено письмо с предложением перечислить на счет Фонда сумму выявленного при проверке ущерба.
18 декабря 2008 года Учреждение отказало в возмещении предъявленных расходов в связи с отсутствием денежных средств.
Поскольку денежные средства в добровольном порядке перечислены не были, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе оплата путевок на санаторно-курортное лечение.
На основании Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на год", статьи 10 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на год и плановый период 2009 и 2010 годов" направление средств обязательного социального страхования на полную оплату стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В порядке пункта 11 Положения путевки на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются региональными отделениями Фонда по договорам со специализированными санаториями (отделениями), передаются органам (учреждениям) здравоохранения в соответствии с их заявками и заключенными договорами и выдаются учреждениями здравоохранения бесплатно застрахованным лицам, находящимся на лечении.
Направление застрахованных лиц на долечивание непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) осуществляется в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванным Порядком (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) лечебно-профилактическое учреждение осуществляет отбор и направление на долечивание (реабилитацию) в специализированные санатории (отделения) (далее - санатории) больных после острого инфаркта миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах, острого нарушения мозгового кровообращения, операций по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря, операций по поводу панкреатита (панкреонекроза), а также после пролеченных заболеваний беременных женщин групп риска, пролеченной нестабильной стенокардии, пролеченного сахарного диабета в соответствии с рекомендациями по медицинскому отбору больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) в санатории.
Обеспечение долечивания (реабилитации) в санаториях осуществляется путем предоставления больным при наличии медицинских показаний бесплатных санаторно-курортных путевок сроком до 24 дней в санатории, расположенные на территории Российской Федерации.
Санаторно-курортные путевки на долечивание (реабилитацию) в санатории выдаются лечебно-профилактическими учреждениями, вошедшими в перечень, определяемый органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и заключившими договор об организации работы по направлению больных на долечивание (реабилитацию) в санатории с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Заявка на путевки составляется лечебно-профилактическим учреждением в соответствии с потребностью в долечивании (реабилитации) больных непосредственно после их стационарного лечения в данном лечебно-профилактическом учреждении.
В рамках реализации указанных положений между Фондом и Учреждением заключен договор от 19.11.2007 N 302, согласно которому стороны обязывались в соответствии с Порядком обеспечивать долечивание (реабилитацию) застрахованных граждан непосредственно после стационарного лечения за счет средств обязательного социального страхования.
В соответствии с условиями названного договора Учреждение обязано своевременно направлять соответствующие заявки о потребностях в путевках; регистрировать полученные путевки; организовать их учет и хранение; обеспечивать выдачу бесплатных путевок на долечивание категориям больных в соответствии с условиями договора; соблюдать сроки направления больных на долечивание; выдавать больному, направленному на долечивание в санаторий соответствующие документы, в том числе листок нетрудоспособности, выписку из истории болезни; представлять отчет об использовании путевок; возвращать неиспользованные путевки.
Фонд, в свою очередь, обязан осуществлять оплату полной стоимости путевок; принимать и рассматривать письменные заявки о потребностях в путевках; осуществлять контроль целевого использования средств обязательного социального страхования и достоверности отчетных данных Учреждения, при выявлении нарушений в организации долечивания принимать меры к их устранению; Фонд имеет право в случае выдачи путевок с нарушением условий договора предъявлять письменные требования к Учреждению о возмещении стоимости таких путевок.
В заявлении, поданном в арбитражный суд, Фонд просит взыскать с Учреждения в качестве убытков стоимость путевок, выданных застрахованным лицам - З.В.П., М.Н.М., Ф.В.И., К.Т.Д., в размере 84030 рублей, перечисленных из средств социального страхования Негосударственному учреждению "Санаторий "К" и ООО "Санаторий-профилакторий "К" в 2008 году за оказание услуг по долечиванию.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, для возмещения убытков необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и причинную связь между противоправным поведением указанного лица и наступившими убытками.
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, что основополагающим при рассмотрении настоящего спора является установление факта действительной нуждаемости указанных больных в долечивании и прохождении курса реабилитации в лечебно-профилактическом учреждении.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что З.В.П., М.Н.М после перенесенного оперативного вмешательства на сердце нуждались в реабилитационных процедурах в условиях специализированного санатория, учитывая, что медицинским учреждением, которым были произведены операции, такие процедуры были рекомендованы этим лицам при выписке. Объективную нуждаемость Ф.В.И в реабилитационных процедурах (он проходил стационарное лечение в кардиологическом отделении Смоленской областной клинической больницы), суд счел подтвержденной, в том числе и экспертным заключением, в соответствии с которым проведенными медицинскими исследованиями подтверждена тяжесть его состояния на момент направления для долечивания в отделение реабилитации и правильность поставленного диагноза при нахождении в стационаре.
Кроме того, при направлении К.Т.Д. на долечивание не 01.09.2008, т.е. на следующий день после выписки 31.08.2008 из стационара, а 02.09.2008, суд обоснованно не усмотрел нарушения установленного Порядка направления больных на реабилитацию. При этом необходимость прохождения по медицинским показаниям процедур реабилитации, истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ссылка в пункте 1 Порядка на направление больных для долечивания непосредственно после стационарного лечения в данном случае не означает направление на долечивание на следующий день после выписки из стационара.
Помимо указанного, суд правильно указал, что формальное нарушение порядка оформления и выдачи путевок лечебным учреждением само по себе не свидетельствует о необоснованности выданных санаторных путевок, причинении убытков Фонду социального страхования, ввиду чего не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом фактически, сводятся к переоценке доказательств, установленных судом, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.04.2010 по делу N А62-1145/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что З.В.П., М.Н.М после перенесенного оперативного вмешательства на сердце нуждались в реабилитационных процедурах в условиях специализированного санатория, учитывая, что медицинским учреждением, которым были произведены операции, такие процедуры были рекомендованы этим лицам при выписке. Объективную нуждаемость Ф.В.И в реабилитационных процедурах (он проходил стационарное лечение в кардиологическом отделении Смоленской областной клинической больницы), суд счел подтвержденной, в том числе и экспертным заключением, в соответствии с которым проведенными медицинскими исследованиями подтверждена тяжесть его состояния на момент направления для долечивания в отделение реабилитации и правильность поставленного диагноза при нахождении в стационаре.
Кроме того, при направлении К.Т.Д. на долечивание не 01.09.2008, т.е. на следующий день после выписки 31.08.2008 из стационара, а 02.09.2008, суд обоснованно не усмотрел нарушения установленного Порядка направления больных на реабилитацию. При этом необходимость прохождения по медицинским показаниям процедур реабилитации, истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ссылка в пункте 1 Порядка на направление больных для долечивания непосредственно после стационарного лечения в данном случае не означает направление на долечивание на следующий день после выписки из стационара."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2010 г. по делу N А62-1145/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании