Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 августа 2010 г. по делу N А64-5350/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ФНС России в лице МИФНС Ч.И.А. - представитель (дов. России N 7 по Тамбовской области от 22.03.2010 N 68-01/283846), от ответчика: ИП К.В.И. К.Н.В. - представитель (дов. от 11.01.2010 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 7 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу N А64-5350/09, установил:
ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 7 по Тамбовской области обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя К.В.И., с. Екатеринино Никифоровского района Тамбовской области, убытков в сумме 799 002,50 руб., причиненных в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего СХПК "В".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2009 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 решение суда от 03.12.2009 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, налоговый орган обратился в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что материалами дела подтверждены наличие у налогового органа убытков, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) арбитражного управляющего К.В.И. и понесенными истцом убытками, а также размер убытков.
При этом сослался на то, что арбитражный управляющий. СХПК "В" К.В.И. в нарушение положений ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не принял меры по проведению инвентаризации земельных участков с кадастровыми номерами 68:18:0402005:7; 68:18:0402005:70; 68:18:0402003:128, зарегистрированными за должником; не включил данное имущество в конкурсную массу; не привлек оценщика для проведения независимой оценки данных земельных участков, что привело к уменьшению конкурсной массы должника на три земельных участка.
Также сослался на то, что процедура конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевалась по ходатайствам конкурсного управляющего К.В.И. для проведения работы по реализации имущества СХПК "В" до 03.03.2009, что причинило ущерб кредиторам и государству, поскольку бездействия конкурсного управляющего и ненадлежащее исполнение им своих обязанностей привело к затягиванию процедуры конкурсного производства и, как следствие, к увеличение затрат на процедуру банкротства.
Считает, что указанными неправомерными действиями (бездействием) арбитражного управляющего К.В.И. были причинены убытки ФНС России как кредитору в деле о банкротстве СХПК "В" в сумме 799 002,50 руб. (428 302,50 руб. - кадастровая стоимость трех земельных участков, не включенных в конкурсную массу должника; 370 700 руб. - расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика доводы жалобы не признал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы жалобы и отзыв на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 отменить в силу следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2006 СХПК "В" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден К.В.И.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.03.2009 конкурсное производство в отношении СХПК "В" завершено.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей конкурсного управляющего СХПК "В", налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом обстоятельств, которые в соответствии со ст. 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" являются основанием для возложения на арбитражного управляющего ответственности в виде возмещения убытков.
Суд кассационной инстанции не может признать выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку они сделаны без надлежащей оценки представленных доказательств.
В соответствии с ч. 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические обстоятельства дела, доказательства, на которых основаны выводы суда, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В нарушение указанной нормы суд не дал оценки доводам ФНС России, положенным в основание иска, не исследовал и не оценил представленные в материалы дела доказательства, не привел мотивов, по которым отклонил доказательства, которые, по мнению истца, подтверждают факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей конкурсного управляющего, возложенных на него п. 6, 7 ст. 24, п. 2 ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, несет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы или иные лица вправе обратиться с иском к арбитражному управляющему, если его неправомерными действиями им причинены убытки.
Ответственность арбитражного управляющего, установленная ст. 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является гражданско-правовой, поэтому убытки подлежат взысканию также в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Ссылаясь на недоказанность истцом противоправности поведения арбитражного управляющего, судебные инстанции указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об отстранении К.В.И. от исполнения возложенных на него обязанностей в связи с их неисполнением или ненадлежащим исполнением в период банкротства СХПК "В".
Однако то обстоятельство, что действия арбитражного управляющего не были признаны незаконными в деле о банкротстве СХПК "В", само по себе не свидетельствует о том, что отсутствуют основания для возмещения убытков.
В соответствии с нормами гражданского законодательства и Закона о банкротстве право на предъявление и удовлетворение иска об убытках не ставится в зависимость от того, обжаловались ли действия (бездействие) арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 778/09).
Из материалов дела следует, что ФНС России в обоснование иска ссылалось на то, что конкурсным управляющим не принимались самостоятельные меры по проведению инвентаризации земельных участков, принадлежащих должнику на праве собственности и включению их в конкурсную массу; инвентаризационные описи основных средств должника от 03.07.2006 N 1 и N 2 не содержат информации о включении данных земельных участков в состав имущества должника.
По мнению заявителя допущенные конкурсным управляющим нарушения привели к уменьшению конкурсной массы на три земельных участка кадастровой стоимостью 428 302,50 руб., что повлекло причинение убытков налоговому органу.
Судебные инстанции установили, что наличие данных земельных участков было выявлено в ходе рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего (ответ ФГУ "З" по Тамбовской области от 10.12.2008 на запрос суда), в связи с чем, конкурсным управляющим было представлено арбитражному суду постановление администрации Сосновского района Тамбовской области от 26.02.2009 N 185 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СХПК "В" на данные земельные участки.
Впоследствии, письмом от 06.04.2009 N 06/357 администрация Сосновского района Тамбовской области сообщила, что пунктами 2 и 3 данного постановления ошибочно было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 68:18:0402005:70 и 68:18:0402003:128, находящихся в собственности СХПК "В" и в целях исправления допущенной ошибки постановлением администрации от 25.03.2009 г. N 282 пункты 2 и 3 данного постановления отменены.
Указанное в названном письме администрации района постановление от 25.03.2009 "об отмене п. 2, п. 3 Постановления администрации района от 26.02.2009 N 185..." было принято после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и завершения конкурсного производства (определение от 03.03.2009) и исключения СХПК "В" из ЕГРЮЛ (выписка из ЕГРЮЛ на 03.11.200.).
Вместе с тем, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций не выяснили, принимал ли конкурсный управляющий своевременно в ходе процедуры конкурсного производства меры и какие конкретно для выяснения обстоятельства того, на каком праве принадлежали должнику три спорных земельных участка, на которых находилось недвижимое имущество (административное здание, столовая, автомастерская) в целях включения их в конкурсную массу должника.
В материалах дела имеется сообщение от 10.12.2008 N 2177 Федерального государственного учреждения "З" по Тамбовской области на запрос суда (л.д. 47), подтверждающее факт нахождения двух спорных земельных участков на праве собственности за должником согласно свидетельств от 20.07.1992 N 596 и от 20.06.1992 N 599, а также одного земельного участка на праве бессрочного пользования.
Однако суды не исследовали, почему конкурсный управляющий К.В.И. самостоятельно не сделал соответствующий запрос и не руководствовался этими данными при формировании конкурсной массы должника.
Истец в обоснование иска ссылался на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.05.2009 по делу N А64-2272/09, которым ответчик был привлечен к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 2 500 руб.
Как усматривается из указанного судебного акта, судом было установлено нарушение конкурсным управляющим требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: обстоятельство того, что К.В.И. произведено отчуждение недвижимого имущества должника (административное здание, столовая, автомастерская) без надлежащей инвентаризации земельных участков под ними, зарегистрированных за должником, и включения их в конкурсную массу до получения судом по делу N А64-7506/05-18 ответов от регистрирующих органов о наличии названных земельных участков, находящихся под вышеуказанными строениями, а также без проведения оценки и без предоставления на утверждение собранию кредиторов предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества.
Между тем, судебные инстанции не учли обстоятельства, установленные в решении суда от 15.05.2009, не установили, связаны ли убытки, указанные истцом, с нарушениями, допущенными ответчиком в период осуществления полномочий конкурсного управляющего СХПК "В".
В описательной части обжалуемых судебных актах, в нарушение положений ст.ст. 170, 271 АПК РФ, не отражено, из чего складывается размер предъявленных к взысканию убытков, а мотивировочная часть не содержит вывод о том, являются ли именно оспариваемые действия конкурсного управляющего правомерными либо неправомерными.
В этой связи, а также учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, суд кассационной инстанции не может признать выводы, содержащиеся в обжалуемых решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, что в силу ст.ст. 287, 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалованных судебных актов и передачи дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать обстоятельства в полном объеме, дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, в том числе доводам, изложенным в кассационной жалобе, решить вопрос о том, были ли оспариваемые действия конкурсного управляющего К.В.И. правомерными или неправомерными и, исходя их этого, могли ли у налогового органа возникнуть убытки в заявленной сумме с учетом непогашенных реестровых требований кредиторов должника, включенных во вторую очередь удовлетворения, и, применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - ч. 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу N А64-5350/09 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец в обоснование иска ссылался на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.05.2009 по делу N А64-2272/09, которым ответчик был привлечен к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 2 500 руб.
Как усматривается из указанного судебного акта, судом было установлено нарушение конкурсным управляющим требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: обстоятельство того, что К.В.И. произведено отчуждение недвижимого имущества должника (административное здание, столовая, автомастерская) без надлежащей инвентаризации земельных участков под ними, зарегистрированных за должником, и включения их в конкурсную массу до получения судом по делу N А64-7506/05-18 ответов от регистрирующих органов о наличии названных земельных участков, находящихся под вышеуказанными строениями, а также без проведения оценки и без предоставления на утверждение собранию кредиторов предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2010 г. по делу N А64-5350/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании