Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 августа 2010 г. по делу N А09-803/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Общества с ограниченной ответственностью "Д" - В.В.В. - представитель (дов. от 05.07.2010 N 28); ответчик: от Управления лесами Брянской области - П.Д.Б. - представитель (дов. от 02.02.2009 N 24);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Д" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2010 по делу N А09-803/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению лесами Брянской области, г. Брянск, о признании недействительным приложения N 4 к договору аренды N 1 от 25.11.2008 в части начисления арендной платы в областной бюджет на сумму 825 652,02 руб. (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив иск полностью.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей сторон, судом кассационной инстанции установлено следующее.
На основании протокола о результатах лесного конкурса от 14.10.2003 между ФГУ Жуковский лесхоз Главного Управления природных ресурсов (арендодатель) и ООО "Д" (арендатор) заключен договор аренды (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда Российской Федерации, для осуществления заготовок древесины по главному пользованию на срок 10 лет со дня государственной регистрации учреждением юстиции прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктами 1.1., 1.2. Договора предусмотрено, что административным расположением участка лесного фонда, переданного в аренду является: РФ, Брянская область, Жуковский район, поселок Ржаница.
Территориальным расположением участка лесного фонда является ФГУ Жуковский лесхоз, Ржаницкое лесничество, кварталы N 1-50, общая площадь 5 055 га.
Порядок внесения арендных платежей был согласован сторонами в п.п. 2.1.-2.4. Договора и предусматривал расчет арендной платы ежегодно, с учетом фактически отведенного лесосечного фонда по рубкам главного пользования, на участке предоставленном в аренду (п. 2.1.).
Методика расчета годичного размера арендной платы за 2003 год и последующие годы определена в Приложении N 3 к Договору аренды (п. 2.2.).
Арендная плата вносится в равных долях ежеквартально 15 числа последнего месяца каждого квартала (п. 2.4.).
В целях приведения указанного Договора в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации (2007 г.) между Управлением лесами Брянской области (арендодателем) и ООО "Д" (арендатором) 25.11.2008 года заключен договор аренды N 1 части лесного участка Троснянского участкового лесничества ГУ "Ж" (в бывших границах части Ржаницкого лесничества).
По условиям нового договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 2 договора (лесной участок 5 072 га, расположенный МО Жуковский район, ГУ "Ж", Троснянское участковое лесничество, в бывших границах части Ржаницкого лесничества, кварталы 1-50, кадастровый номер 32:08:000000:001, свидетельство от 19.11.2003 серии 32 АБ N 055327).
Пунктом 5 раздела 2 договора определено, что арендная плата по договору устанавливается в соответствии с лесным и гражданским законодательством.
В соответствии с п. 6 указанного раздела арендатор вносит арендную плату согласно Приложению N 4 и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением N 4 к договору определены сроки внесения арендной платы, при этом общая годовая арендная плата определена в 2 267 113,89 руб., в том числе в федеральный бюджет - 1 259 507,72 руб. и в областной бюджет 1 007 606,17 руб.
Посчитав вышеуказанное приложение N 4 к договору в части начисления арендной платы в областной бюджет не соответствующим требованиям закона, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Как установлено п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса, каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
Одним из основных начал гражданского законодательства является возможность осуществления гражданских прав субъектами гражданских правоотношений своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ). Исходя из этого положения, участник гражданских правоотношений свободен в праве выбора способа защиты нарушенного права, т.е. по общему правилу законодатель в императивной форме не предписывает субъекту, в какой ситуации какой способ защиты права использовать.
Заявляя требование о признании недействительным приложения N 4 к договору аренды N 1 от 25.11.2008 в части начисления арендной платы в областной бюджет Общество избрало способ защиты своего права в форме признания сделки недействительной (ничтожной) на основании ст. 168 ГК РФ.
В статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка, в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 32 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что Кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
По смыслу перечисленных материально - правовых норм, недействительность сделки означает, что действие, совершенное в форме сделки, не влечет возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, на которые она была направлена, а одной из предпосылок для возможного обращения в суд с требованием о признании сделки недействительной является сам факт наличия таких действий участников гражданских правоотношений, которые охватываются понятием сделки.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец сослался на то, что размер арендной платы за лесной участок должен определяться в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса РФ, по минимальным ставкам арендной платы, установленным для федерального бюджета.
В этой связи, по мнению Общества, размер арендной платы, установленный в приложении N 4 к договору аренды N 1 от 25.11.2008 в части превышения минимальных ставок арендной платы, установленных на федеральном уровне, и подлежащей зачислению в бюджет области является незаконным.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (п. 2).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (п. 3).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 4).
Пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ определено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Нормами п. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Аналогичные положения содержались и в статье 34 Лесного кодекса РФ (1997 года), предусматривающей, что участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
Пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" также установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь.
В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 так же разъяснено, что извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
Таким образом, как ранее принятое законодательство, так и нормы закона, действующие в настоящее время, реализуют принцип состязательности при предоставлении хозяйствующим субъектам прав на государственное имущество.
Соответственно, исходя из системного толкования вышеизложенных норм применительно к рассматриваемому спору, установление размера арендной платы исходя из минимальных ставок арендной платы, предусмотренных на федеральном уровне, справедливо лишь при заключении договоров, заключаемых минуя процедуру торгов, в ряде случаев, предусмотренных Лесным кодексом РФ (ст.ст. 43 - 45).
Во всех иных случаях заключение договоров аренды лесного участка осуществляется исключительно посредством проведения торгов (на конкурсной основе). При этом начальная цена за единицу аукциона формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Материалами дела подтверждено, что 30.10.2003 на основании протокола о результатах лесного конкурса от 14.10.2003 между ФГУ Жуковский лесхоз Главного Управления природных ресурсов (арендодатель) и ООО "Д" (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанного лесного участка.
Размер арендной платы, сложившийся по результатам торгов, составил 1 190 852 руб. за всю расчетную лесосеку арендованного участка лесного фонда, с учетом осуществленного отпуска лесосечного фонда за 10 месяцев 2003 года, из которых 1 095 000,2 руб. уплачивались в федеральный бюджет (по минимальным ставкам), а образовавшееся в результате аукциона превышение в 876 000,2 руб. - в бюджет субъекта федерации.
Соответственно, по итогам лесного конкурса превышение размера арендной платы над минимальными ставками, установленными на федеральном уровне, составило 1,8 раза.
Срок действия указанного договора составлял 10 лет со дня государственной регистрации учреждением юстиции прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До истечения указанного срока в действие вступил новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 04.12.2006 N 202-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть до 01.01.2009 приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем их переоформления в договоры аренды лесных участков.
Порядок приведения договоров аренды и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310.
Во исполнение указанных правовых актов в порядке переоформления договора аренды от 30.10.2003 между Управлением лесами Брянской области (арендодателем) и ООО "Д" (арендатором) 25.11.2008 заключен новый договор аренды N 1 части лесного участка Троснянского участкового лесничества ГУ "Ж" (в бывшего границах части Ржаницкого лесничества).
Приложением N 4 к договору общая годовая арендная плата определена в 2 267 113,89 руб., в том числе в федеральный бюджет - 1 259 507,72 руб. и в областной бюджет 1 007 606,17 руб.
При этом, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика и следует из расчета арендной платы, направленной истцу 08.02.2008 исх. N 43, ее размер исчислен исходя из установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" минимальных ставок, с применением коэффициента 1,5, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ, и скорректированным на коэффициент 1,8, отражающим превышение арендной платы по отношению к минимальным ставкам.
Данный повышающий коэффициент определен по результатам лесного конкурса N 5 от 14.10.2003, победителем которого был признан заявитель жалобы по тому критерию, что им была предложена наивысшая цена аренды, превышающая минимальную арендную плату в 1,8 раза, и с которым был заключен договор аренды от 30.10.2003 именно на определенных конкурсом условиях.
Таким образом, методика расчета арендной платы, установленная в договоре аренды 2003 года сохранилась и при расчете арендной платы по договору аренды 2008 года.
Более того, законность уплаты арендных платежей за пользование лесным участком в областной бюджет подтверждена статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой платы за использование лесов в части превышающей минимальный размер арендной платы - по нормативу 100 процентов составляют неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, и Законом Брянской области от 01.12.2008 N 106-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Необходимо также отметить, что в целях соблюдения основных принципов лесного законодательства Российской Федерации использование лесов, их охрана и защита производятся планово.
Согласно статье 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
При этом статья 86 ЛК РФ предусматривает, что в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок подготовки такого плана устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 "Об утверждении положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" утверждено Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с вышеуказанным постановлением Администрацией Брянской области 28.11.2008 принято постановление N 1096 "Об утверждении лесного плана Брянской области".
Утвержденный лесной план Брянской области является обязательным руководящим документом для государственных органов управления лесным хозяйством на всех уровнях.
При этом, лесной план также содержит положения о прогнозах доходов от лесопользования в бюджетную систему различных уровней, включая бюджет субъекта РФ.
Необходимо также отметить, что форма примерного договора аренды лесного участка, которой соответствует оспариваемый договор аренды части лесного участка от 25.11.2008, утверждена постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, в Приложении N 4 к которому также предусмотрена разбивка поступающих арендных платежей с зачислением в бюджеты различных уровней.
Более того, вопрос о распределении вырученных арендных платежей за сданные в аренду лесные участки не входит в компетенцию Общества, обязанного лишь в силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ исполнять надлежащим образом обязательства по оплате аренды.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания договора аренды от 25.11.2008 N 1 в оспариваемой части (Приложение N 4) недействительным (ничтожным).
С учетом вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2010 по делу N А09-803/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Д" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
При этом статья 86 ЛК РФ предусматривает, что в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
...
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 "Об утверждении положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" утверждено Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации (далее - Положение).
...
Необходимо также отметить, что форма примерного договора аренды лесного участка, которой соответствует оспариваемый договор аренды части лесного участка от 25.11.2008, утверждена постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, в Приложении N 4 к которому также предусмотрена разбивка поступающих арендных платежей с зачислением в бюджеты различных уровней.
Более того, вопрос о распределении вырученных арендных платежей за сданные в аренду лесные участки не входит в компетенцию Общества, обязанного лишь в силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ исполнять надлежащим образом обязательства по оплате аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2010 г. по делу N А09-803/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании