Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 августа 2010 г. по делу N А48-3764/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от МЛПУ "П" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Минфина России - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Минздравсоцразвития России - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от УФК по Орловской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.01.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А48-3764/2009, установил:
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "П" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Орловскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 3 386 875,87 руб., в том числе 3 277 090 руб. убытков за проведение дополнительной диспансеризации граждан и 109 785,87 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ходе рассмотрения спора по существу истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований в отношении Российской Федерации в лице Минфина РФ, Российской Федерации в лице Минздравсоцразвития РФ, ФФОМС, а также заявил отказ от исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и уменьшил размер исковых требований до 3 146 840 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.01.2010 (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.02.2010) исковые требования удовлетворены с учетом уточнения.
В части требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования производство по делу прекращено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Орловский ТФОМС обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства РФ N 921 от 24.12.2007 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", между Орловским территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Фонд) и МЛПУ "П" заключен договор N 3/09 03.12.2009 о финансировании ТФОМС расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан
В соответствии с пунктом 1 раздела II указанного договора Фонд принял на себя обязательство по осуществлению медико-экономической экспертизы представленных Учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и оплате ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам.
В свою очередь, МЛПУ "П" обязалось представлять Фонду не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, реестр счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан (пункт 2 раздела II).
Во исполнение условий договора N 3/09 от 03.12.2008 МЛПУ "П" провело дополнительную диспансеризацию и передало 10 февраля, 10 марта и 10 апреля 2009 года Орловскому ТФОМС файлы реестров счетов на оплату проведенной диспансеризации на сумму 3 277 090 руб.
Всего за I квартал 2009 года диспансеризацию прошло 3 145 человек, из которых 10 человек по согласованию с Орловским ТФОМС были включены в реестры за апрель-июнь 2009 года и их диспансеризация оплачена. Не оплаченной осталась проведенная диспансеризация 3 135 человек в I квартале 2009 года.
В связи с тем, что Орловский ТФОМС не выполнил свои договорные обязательства по оплате расходов на проведение дополнительной диспансеризации, МЛПУ "П" направило в его адрес претензию N 463 от 22.06.2009 с требованием погасить имеющуюся задолженность.
Письмом N 848 от 09.07.2009 Орловский ТФОМС сообщил МЛПУ "П", что согласно разъяснениям Минздравмоцразвития РФ случаи проведения дополнительной диспансеризации в январе, феврале и марте 2009 года могут быть оплачены только при условии дообследования граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в данный период, в соответствии с объемом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.02.2009 г. N 67н. Претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Орловский ТФОМС своих обязательств в рамках договора N 3/09 от 03.12.2008, МЛПУ "П" обратилось в суд с соответствующим иском.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом N 184-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем доходов бюджета в части средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Согласно п. 3 ст. 9 данного Закона ФФОМС распределяет и направляет в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В соответствии с названными Правилами предоставление субсидий на дополнительную диспансеризацию работающих граждан осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Субсидии предоставляются бюджетам территориальных фондов ежемесячно, исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4 Правил).
В силу п. 9 Правил проведения дополнительной диспансеризации территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и производят их оплату в установленном порядке ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с Постановлением Правительства N 921 от 24.12.2007 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 67н от 24.02.2009 установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2009 году в размере 1 042 руб.
Указанный Приказ, изменивший объем проведения диспансеризации, вступил в силу 07.04.2009, то есть после завершения истцом диспансеризации работающих граждан в 1 квартале 2009 года.
Между тем, указанное обстоятельство не влияет на обязанность ответчика погасить возникшую задолженность, основанную на договорных отношениях сторон.
Как указывалось выше, договор N 3/09 от 03.12.2008 заключен сторонами на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 и утвержденных Правил проведения дополнительной диспансеризации.
Судебными инстанциями установлено, что данный договор содержит все необходимые условия и реквизиты, и по своему содержанию соответствует типовой форме договора, установленной названными Правилами.
В соответствии со ст.ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, учитывая, что МЛПУ "П" подтвердило выполнение услуг по проведению дополнительной диспансеризации всех работающих граждан, в рамках заключенного договора, а также исполнение условий договора о предоставлении ответчику необходимой отчетности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с Орловского ТФОМС задолженности в сумме 3 146 840 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем исполнении истцом условий заключенного договора, нарушении им порядка проведения дополнительной диспансеризации, не основаны на материалах дела и по существу направлены на переоценку представленных доказательств и сделанных на их основе выводов судов.
В силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ переоценка доказательств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В связи с тем, что все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.01.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А48-3764/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства N 921 от 24.12.2007 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 67н от 24.02.2009 установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2009 году в размере 1 042 руб.
...
Как указывалось выше, договор N 3/09 от 03.12.2008 заключен сторонами на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 и утвержденных Правил проведения дополнительной диспансеризации.
...
В соответствии со ст.ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 августа 2010 г. по делу N А48-3764/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании