Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 сентября 2010 г. по делу N А54-6051/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Закрытого акционерного общества "В" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); ответчик: от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); третье лицо: от Открытого акционерного общества "Р" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Администрации города Рязани - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2010 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А54-6051/2009, установил:
Закрытое акционерное общество "В" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Министерство) об обязании согласовать проект договора аренды земельного участка N А114-09.
В порядке ст. 49 АПК РФ, до вынесения решения суда по существу спора, истец уточнил свои требования и просил суд признать незаконным отказ ответчика в согласовании проекта договора аренды земельного участка N А114-09.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Р".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2010 исковые требования Общества удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска Общества.
Представители истца, ответчика, третьих лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Указанные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд кассационной инстанции находит возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 4 ст. 283 АПК РФ, в их отсутствие.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 3 ст. 284 АПК РФ
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд центрального округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в виду следующего.
Как установлено судом и явствует из материалов дела 1 декабря 2008 года ЗАО "В" по договору купли-продажи приобрело в собственность три объекта недвижимости, расположенных по адресу: г. Рязань, Михайловское шоссе, 63; здание склада, лит. Ж, назначение - нежилое, общая площадь 1133,5 кв. м; здание склада лит. В, назначение - нежилое, общая площадь 1043,1 кв. м; здание склада лит. Г, назначение - нежилое, общая площадь 1579,1 кв. м.
В апреле 2009 года закрытое акционерное общество "В" обратилось в администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для обслуживания зданий склада. По заявке истца землеустроительной организацией сформирован земельный участок площадью 13245 кв. м, необходимый для обслуживания принадлежащих ему объектов недвижимости.
Границы земельного участка согласованны всеми смежными землепользователями, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 62:29:0060033:76.
30 июня 2009 года на основании постановления администрации г. Рязани N 4635 Обществу в аренду на срок 49 лет в целях обслуживания зданий склада предоставлен вышеуказанный земельный участок, расположенный по адресу: г. Рязань, Михайловское шоссе, 63, в границах согласно плану.
Постановлением администрации г. Рязани от 27.08.2009 N 6056 "О внесении изменений в постановление главы администрации г. Рязани от 30.06.2009 N 4635" наименование ООО ТД "В" и общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "В" заменены словами ЗАО "В" и закрытое акционерное общество "В".
Впоследствии подготовлен проект договора от 17.09.2009 N А114-09 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060033:76.
Согласно условий указанного проекта договора арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду на срок с 01.07.2009 по 30.07.2058 земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060033:76 общей площадью 13245 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 63 для обслуживания зданий склада в границах, указанных на прилагаемом к данному договору плане земельного участка (приложение N 2). Категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 1.3. были предусмотрены обременения: обеспечить свободное движение в контуре (П-Р-а-б-в-г-н-П) смежному (по линии А-Б) землепользователю; обеспечить свободный доступ в контурах а-ж-е-а; У-п-рФ-У; Б-В-т-с-Б; з-Е-и-з; к-л-м-к; П-о-н-П) смежным землепользователям для ремонта и обслуживания нежилых строений.
Указанный договор аренды земельного участка направлен администрацией города Рязани для согласования в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Письмом от 06.10.2009 исх. N 8055/02-19 Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области указало на ущемление интересов смежного землепользователя - ОАО "Р" по доступу к одному из складов со стороны железной дороги, а также лишение возможности проезда на свою территорию через контрольно-пропускной пункт, что приведет к невозможности последним полноценно использовать свою территорию и осуществлять хозяйственную деятельность.
Министерство предложило расформировать указанный участок и оформить его в новых границах, которые не будут ущемлять интересы названного юридического лица.
Полагая неправомерным вышеуказанный отказ Министерства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и в оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает права на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 6 Закона Рязанской области от 23 ноября 2004 года N 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области (в настоящее время - Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области) является исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным на управление и распоряжение земельными ресурсами на территории области. К полномочиям управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, согласование проектов договоров аренды земельных участков, арендная плата за которые поступает в областной бюджет.
Факт принадлежности Обществу объектов недвижимого имущества, а именно, здания склада, лит. Ж, назначение - нежилое, общая площадь 1133,5 кв. м; здания склада лит. В, назначение - нежилое, общая площадь 1043,1 кв. м; здания склада лит. Г, назначение - нежилое, общая площадь 1579,1 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0060033:76 общей площадью 13245 кв. м, по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 63, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Соответственно в силу вышеприведенных норм Общество обладает исключительным правом на получение вышеуказанного земельного участка в собственность или аренду.
В силу требований ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отказывая в согласовании представленного администрацией города Рязани проекта договора N А114-09 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060033:76 от 17.09.2009, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области указало на ущемление интересов смежного землепользователя - ОАО "Р", контрольный пакет акций в уставном капитале которого находится у Рязанской области.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае объектом договора аренды земли является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указанный земельный участок прошел процедуру государственного кадастрового учета с присвоением кадастрового номера 62:29:0060033:76.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Как видно из межевого плана и приложенного к нему акта согласования местоположения границ земельного участка площадью 13 245 кв. м, кадастровый номер 62:29:0060033:76, плана земельного участка, границы спорного земельного участка согласованы в установленном порядке со всеми смежными землепользователями, включая ОАО "Р".
Иных доказательств, свидетельствующих об ущемлении согласованием проекта договора N А114-09 прав и законных интересов ОАО "Р" Министерством суду не представлено.
Более того, само акционерное общество "Р" с требованиями в отношении спорного земельного участка не обращалось.
Помимо этого, отказ Министерства согласовать проект договора аренды не связан с исполнением последний функций органа государственной власти, а обусловлен, наличием в уставном капитале ОАО "Р" контрольного пакета акций Рязанской области.
В этой связи отклоняется ссылка заявителя кассационной жалобы на п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 337.37 НК РФ о необоснованном взыскании с Министерства 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, понесенных ЗАО "В" при подаче иска.
С учетом вышеизложенных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А54-6051/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в согласовании представленного администрацией города Рязани проекта договора N А114-09 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060033:76 от 17.09.2009, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области указало на ущемление интересов смежного землепользователя - ОАО "Р", контрольный пакет акций в уставном капитале которого находится у Рязанской области.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае объектом договора аренды земли является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2010 г. по делу N А54-6051/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании