Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 августа 2010 г. по делу N А09-12757/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца М.Н.М. - представитель (доверенность N 303 от 13.08.2009), от ответчика Б.И.М. - представитель (доверенность N 184 от 15.06.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 по делу N А09-12757/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - ОАО "Б") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Открытому акционерному обществу "Б" (далее - ОАО "Б") о взыскании 9956619 руб. 53 коп., в том числе, 5143603 руб. 05 коп. долга за потребленную в период с ноября 2007 г. по февраль 2009 г. электроэнергию с учетом свободных (нерегулируемых) цен и 4813016 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 5006022 руб. 91 коп., из них 4604681 руб. 66 коп. долга за период с января 2008 года по февраль 2009 года и 401341 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Б" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика отклонил доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Б" (поставщик) и ОАО "Б" (покупатель) заключен договор купли-продажи электрической энергии N 90002 от 28.08.2006, в соответствии с условиями которого поставщик обязался обеспечивать подачу электроэнергии покупателю в точках поставки, а покупатель - принимать и оплачивать ее в объемах , по тарифам и на условиях, определенных договором (п. 1.1).
Согласно п. 5.1 договора расчет за принятую (потребленную) электроэнергию производится в соответствии с установленными регулирующим органом тарифам (ценам) соответствующих групп потребителей, уровней напряжения и в зависимости от числа-часов использования заявленной мощности. Величина тарифа (цены) изменяется в соответствии с постановлениями регулирующего органа. Изменение стоимостной величины тарифов (цен) в период действия договора не требует его переоформления; с даты введения новых тарифов (цен) они становятся для сторон обязательными (п. 5.3).
Разделом 6 договора стороны предусмотрели порядок расчетов и платежей.
ОАО "Б" оплатило стоимость потребленной за спорный период энергии в порядке, предусмотренном договором - по тарифам, действовавшим в спорный период.
В свою очередь, истцом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", при расчете платы за поставленную в спорный период электроэнергию были применены свободные (нерегулируемые) цены на электроэнергию.
Отказ ответчика от оплаты части поставленной в заявленный период электроэнергии исходя из свободных (нерегулируемых цен) явился основанием для обращения ОАО "Б" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что, поскольку изменения в раздел 5 договора (соглашение N 2, предусматривающее применение при расчетах по договору свободных (нерегулируемых) цен) внесены решением арбитражного суда по делу N А09-7499/2008-19, вступившим в законную силу 03.02.2009, применение свободных (нерегулируемых) цен за период с января 2008 года по февраль 2009 года необоснованно и противоречит правовым нормам.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда ошибочным, сделанным без учета требований действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу названной правовой нормы гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров.
В рассматриваемом случае правоотношения участников спора следует квалифицировать, как вытекающими из обязательств по договору энергосанжения.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В пределах предоставленной компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков N 530 от 31.08.2006, регулирующие порядок расчетов за потребленную энергию.
В соответствии с п. 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 106 Правил на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108-111 настоящих Правил.
Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (п. 109).
Механизм расчета нерегулируемых цен установлен п.п. 109-111 Правил.
Судом установлено, что согласно договору N 90002 от 28.08.2006, заключенного между покупателем и поставщиком, последний обязался осуществлять отпуск электроэнергии, а ОАО "Б" - ее принимать и своевременно оплачивать.
Вместе с тем, от оплаты поставленной в спорный период электроэнергии исходя из свободных (нерегулируемых цен) ответчик отказался, мотивируя отказ тем, что стоимость потребленной электроэнергии следует рассчитывать в соответствии с условиями договора, т.е. по тарифам, действовавшим в спорный период.
Считая позицию ответчика правомерной, арбитражный суд не учел следующее.
Из материалов дела следует, что договор N 90002 от 02.08.2006 заключен до принятия Правил розничных рынков, поэтому в нем не предусмотрено условие об оплате электроэнергии по свободным ценам.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 не является законом и из него не следует, что Правила розничных рынков распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Напротив, согласно пункту 75 Правил договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления Правил в силу, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
Вместе с тем, статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (далее - Закон N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В соответствии с указанной нормой Закона N 250-ФЗ применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах стоимости потребленной электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил N 530 в период после его принятия являлось обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию; Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом.
Поскольку условие о цене электроэнергии (мощности) определяется исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации, то при изменении соответствующего законодательства Российской Федерации стороны обязаны применять при расчетах по договору новый порядок определения цены и организации расчетов, вне зависимости от внесения изменений в договор.
Из материалов дела следует, что применение ОАО "Б" при расчетах по договору свободных (нерегулируемых) цен за спорный период в отсутствие соглашения сторон об их применении истец обосновывает императивными нормами действующего законодательства.
При этом, как указывает в кассационной жалобе заявитель, внесение в договор изменений о применении свободных (нерегулируемых) цен в соответствии с решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2008 по делу N А09-7499/2008-19, не лишает истца права на основании императивных норм п. 2 ст. 422 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по свободным (нерегулируемым) ценам за период с момента, когда Правилам розничных рынков была дана обратная сила (с 05.11.2007) до момента вступления в законную силу (03.02.2009) решения Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2008 по делу N А09-7499/2008-19 о внесении в договор изменений о применении свободных (нерегулируемых) цен.
Поскольку Закон N 250-ФЗ вступил в силу с 05.11.2007, то в соответствии с нормой ст. 6 Закона N 36-ФЗ (в редакции Закона N 250-ФЗ) положения Правил розничных рынков о применении свободных (нерегулируемых) цен обязательны для сторон публичного договора, к каковым относится и спорный договор, и распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенного договора, с 05.11.2007.
Между тем, разрешая спор, суд надлежащей правовой оценки данным обстоятельствам, а также представленному в материалы дела расчету истца на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства не дал.
В связи с изложенным, принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные противоречия, дать надлежащую правовую оценку расчету истца и с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1-3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 30.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 по делу N А09-12757/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что применение ОАО "Б" при расчетах по договору свободных (нерегулируемых) цен за спорный период в отсутствие соглашения сторон об их применении истец обосновывает императивными нормами действующего законодательства.
При этом, как указывает в кассационной жалобе заявитель, внесение в договор изменений о применении свободных (нерегулируемых) цен в соответствии с решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2008 по делу N А09-7499/2008-19, не лишает истца права на основании императивных норм п. 2 ст. 422 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по свободным (нерегулируемым) ценам за период с момента, когда Правилам розничных рынков была дана обратная сила (с 05.11.2007) до момента вступления в законную силу (03.02.2009) решения Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2008 по делу N А09-7499/2008-19 о внесении в договор изменений о применении свободных (нерегулируемых) цен.
Поскольку Закон N 250-ФЗ вступил в силу с 05.11.2007, то в соответствии с нормой ст. 6 Закона N 36-ФЗ (в редакции Закона N 250-ФЗ) положения Правил розничных рынков о применении свободных (нерегулируемых) цен обязательны для сторон публичного договора, к каковым относится и спорный договор, и распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенного договора, с 05.11.2007."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2010 г. по делу N А09-12757/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании