Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 августа 2010 г. по делу N А35-4117/09-С14
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя И.В.В. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации города Курчатова - Р.В.Г. - представитель, доверенность от 30.10.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Курчатова на решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А35-4117/09-С14, установил:
Индивидуальный предприниматель И.В.В. обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Курчатова (далее - Администрация), выразившегося в непредставлении схемы расположения земельного участка площадью 72,84 кв. м, расположенного в районе жилых домов NN 49, 51 по ул. Э. г. Курчатова, на кадастровом плане или кадастровой карте и обязании Администрации г. Курчатова выдать заявителю указанную схему.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем И.В.В. и Комитетом городского хозяйства города Курчатова 09.07.2003 был заключен договор N 876 на выполнение работ по благоустройству города Курчатова по улице Энергетиков в районе жилых домов NN 49, 51.
По указанному соглашению индивидуальный предприниматель за счет собственных средств обязался выполнить демонтаж существующего остановочного комплекса и установить новый остановочный комплекс на площади 0,0108 га (108 кв. м), включающий торговый павильон на площади 0,0066 га (66 кв. м) и остановочный павильон с посадочной площадкой на площади 0,0042 га (42 кв. м), в срок до 01.11.2003.
Согласно пункту 2.2. договора после выполнения предпринимателем И.В.В. своих обязательств в полном объеме и в установленный срок последнему предоставляется право аренды земельного участка площадью 66 кв.м. под торговым павильоном.
В октябре 2004 г. предприниматель И.В.В. установил торговый павильон.
В соответствии с распоряжением Главы города Курчатова Курской области от 19.03.2007 N 133-р Комиссией 23.03.2007 проведено обследование остановочного комплекса, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что предприниматель И.В.В. установил торговый павильон на площади 103 кв. м и использует его без правоустанавливающих документов на землю.
Индивидуальный предприниматель И.В.В. 05.03.2009 обратился к Главе города Курчатова с письмом о создании комиссии с целью установления фактической площади земельного участка, занимаемого торговым павильоном, и предоставлении указанного участка на праве долгосрочной аренды сроком на 15 лет.
Поскольку органом местного самоуправления не была утверждена и выдана заявителю схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
После направления заявления в суд в адрес И.В.В. поступило письмо Администрации города Курчатова от 15.05.2009 N 2066, в котором сообщалось, что испрашиваемый земельный участок обременен инженерными коммуникациями (водопровод и теплосеть) и их охранными зонами, поэтому может быть заключен только договор аренды земельного участка для размещения временного объекта сроком до одного года.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, индивидуальный предприниматель И.В.В. обратился в Администрацию города Курчатова Курской области с заявлением от 05.03.2009 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 72,84 кв. м, расположенного в районе жилых домов N 49, 51 по ул. Э. г. Курчатова, с соблюдением порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Земельный участок испрашивался заявителем для эксплуатации размещенного на нем торгового павильона.
Указанное временное строение установлено индивидуальным предпринимателем с разрешения органа местного самоуправления.
Решения и действия обеих сторон, связанные с разрешением и установкой торгового павильона, в установленном порядке незаконными не признаны.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и актами органов местного самоуправления города Курчатова лицам, эксплуатирующим в установленном порядке временные строения и сооружения, должны предоставляться земельные участки, на которых эти объекты расположены.
Учитывая требования пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при изложенных обстоятельствах спора Администрация города Курчатова обязана была по заявлению индивидуального предпринимателя И.В.В. утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом размер земельного участка определяется с учетом его площади, необходимой для размещения и эксплуатации временного строения.
На указанной стадии процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, вопрос о сроках их аренды органом местного самоуправления не решается.
Вопросы, связанные с видом права на испрашиваемый земельный участок, порядке и сроках владения им, получают свое разрешение при принятии решения о его предоставлении.
Как следует из материалов дела, по заявлению индивидуального предпринимателя И.В.В. о предоставлении ему земельного участка для эксплуатации торгового павильона в нарушение требований пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией города Курчатова не была утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом, право заявителя на земельный участок в размерах, необходимых для эксплуатации временного строения, органом местного самоуправления признается, что следует из письма от 15.05.2009 N 2066.
На основании изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что заявленное индивидуальным предпринимателем в арбитражный суд требование о признании незаконным бездействия Администрации города Курчатова Курской области подлежит удовлетворению.
Ссылки Администрации на наличие на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей, недопустимость размещения на нем капитальных сооружений, а также на возведение предпринимателем И.В.В. на данном участке строения с нарушением требований законодательства обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об отсутствии у индивидуального предпринимателя права получить в установленном порядке схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А35-4117/09-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и актами органов местного самоуправления города Курчатова лицам, эксплуатирующим в установленном порядке временные строения и сооружения, должны предоставляться земельные участки, на которых эти объекты расположены.
Учитывая требования пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при изложенных обстоятельствах спора Администрация города Курчатова обязана была по заявлению индивидуального предпринимателя И.В.В. утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
...
Как следует из материалов дела, по заявлению индивидуального предпринимателя И.В.В. о предоставлении ему земельного участка для эксплуатации торгового павильона в нарушение требований пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией города Курчатова не была утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 августа 2010 г. по делу N А35-4117/09-С14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании