Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 сентября 2010 г. по делу N А14-40/2010-1/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - представитель не явился, извещен надлежаще; от ответчика: представитель не явился, извещен надлежаще; от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А14-40/2010-1/15, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ж" (далее - МУП "Ж"), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 67 676 руб. 60 коп., в том числе 65 220 руб. основного долга и 2456 руб. 60 коп. расходов по госпошлине (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Управа Левобережного района городского округа г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.03.2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010, исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов, изложенных в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая положения ч. 3 ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2006 по делу N А14-3635/2006/151/12 удовлетворены исковые требования МУП "Ж" о взыскании с Комитета по управлению городским микрорайоном с. Масловка 65 220 рублей задолженности за услуги, оказанные истцом в связи с техническим обслуживание здания администрации городского микрорайона с. Масловка в период с 01.05.2003 по 01.05.2004. С Комитета по управлению городским микрорайоном с. Масловка в пользу МУП "Ж" взыскано 67 676 руб. 60 коп., в том числе 65 220 руб. основного долга и 2456 руб. 60 коп. расходов по госпошлине.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 11.09.2008 по делу N А14-3635/20006/151/12-и произведена замена должника - Комитета по управлению городским микрорайоном с. Масловка на Управу Левобережного района городского округа город Воронеж.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2006 по делу N А14-3635/2006/151/12 был выдан исполнительный лист N 023653.
Указанный исполнительный лист был направлен взыскателем в Финансово-казначейское управление Администрации городского округа город Воронеж.
Письмом N 50-ФКУ от 19.01.2009 Финансово-казначейское управление Администрации городского округа город Воронеж возвратила исполнительный лист взыскателю в связи с отсутствием в нем указания на взыскание денежных средств за счет средств местного бюджета.
13.02.2009 на основании исполнительного листа N 023653 от 15.07.2006 судебным приставом-исполнителем РОСП Левобережного района г. Воронежа возбуждено исполнительное производство N 20/36/8400/3/2009.
Постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Левобережного района г. Воронежа от 13.10.2009 исполнительное производство N 20/36/8400/3/2009 по исполнительному листу N 023656 от 15.07.2006 было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Ссылаясь на неисполнение основным должником решения Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2006 по делу N А14-3635/2006/151/12, истец обратился с настоящим иском к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж в порядке субсидиарной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
По смыслу указанных правовых норм основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником денежного обязательства.
Наличие и размер денежного обязательства основного должника - Управы Левобережного района городского округа город Воронеж перед истцом подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2006 по делу N А14-3635/2006/151/12, ответчиком и третьим лицом не оспаривается.
При этом доказательства исполнения указанного решения основным должником в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, отсутствие у основного должника денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредитора, подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 13.10.2009, согласно которому исполнительное производство N 20/36/8400/3/2009 по исполнительному листу N 023656 от 15.07.2006 было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно п. 1.5 ст. 1 Положения об Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы N 78-11 от 23.06.2005, финансирование расходов на содержание управы района осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа на муниципальное управление в соответствии со сметой доходов и расходов управы района. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается управе района в оперативное управление.
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы N 150-1 от 27.10.2004, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в суде от имени муниципального образования по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденным распоряжением Главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02 июня 2008, финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа. Управление входит в структуру администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст.ст. 120, 399 ГК РФ, правомерно удовлетворили требования истца о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж 67 676 руб. 60 коп. задолженности.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы о том, что в деле нет доказательств, подтверждающих факт недостаточности у основного должника денежных средств для погашения долга перед истцом, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания спорной суммы в порядке субсидиарной ответственности.
Из смысла статьи 399 ГК РФ следует, что субсидиарная ответственность является дополнительной к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Вследствие чего данная ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований, в частности, при отсутствии денежных средств у основного должника, что подтверждается в данном случае постановлением об окончании исполнительного производства от 13.10.2009.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А14-40/2010-1/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденным распоряжением Главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02 июня 2008, финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа. Управление входит в структуру администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст.ст. 120, 399 ГК РФ, правомерно удовлетворили требования истца о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж 67 676 руб. 60 коп. задолженности.
...
Из смысла статьи 399 ГК РФ следует, что субсидиарная ответственность является дополнительной к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Вследствие чего данная ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований, в частности, при отсутствии денежных средств у основного должника, что подтверждается в данном случае постановлением об окончании исполнительного производства от 13.10.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А14-40/2010-1/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании