Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 сентября 2010 г. по делу N А64-636/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "И" - Б.Н.И. - представителя (дов. б/н. от 14.09.2010, пост.), Б.Л.Ф. - представителя (дов. б/н. от 14.09.2010, пост.), Л.Л.А. - представителя (дов. б/н. от 14.09.2010, пост.), от Межрайонная ИФНС России N 2 по Тамбовской области - Е.Д.А. - гл. спец.-эксперта (дов. N 03-12/03-2 от 24.03.2010, пост.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "И" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А64-636/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "И" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Тамбовской области (далее - Инспекция) N 182 от 30.10.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления авансовых платежей по налогу на прибыль за I полугодие 2009 года и авансовых платежей за III квартал 2009 года в общей сумме 2 135 562 руб., пени в сумме 60 952,50 руб., а также требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2 от 11.01.2010.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2010 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
При этом податель жалобы указывает, что ст. 283 НК РФ установлено общее правило переноса убытков на будущее. В данной норме не определено, от какого вида деятельности должен быть получен убыток, который может уменьшать налоговую базу.
В связи с этим, по мнению Общества, каких-либо особенностей для формирования налогооблагаемой базы по сельскохозяйственной деятельности законодательство о налогах и сборах не предусматривает.
Кроме того, податель жалобы ссылается на положения Федерального Закона N 216-ФЗ от 24.07.2007, которым внесены изменения в п. 9 ст. 274 НК РФ, а именно, исключены из последнего абзаца данного пункта слова "а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности". Поэтому, по мнению Общества, тем самым предоставлено право формировать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль с учетом прибыли (убытка) от сельскохозяйственной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных Обществом налоговых деклараций (расчета) по прибыли за I полугодие 2009 года и за III квартал 2009 года.
В ходе проверки было установлено, что в декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2009 года налоговая база для исчисления налога (11 467 тыс. руб.) скорректирована налогоплательщиком на сумму убытка, полученного за 2008 год, и на часть убытков от сельскохозяйственной деятельности, полученных в 2005-2007 годах.
В 2005-2007 годах Общество являлось сельхозтоваропроизводителем. Совокупная сумма убытков налогоплательщика за данные периоды от указанного вида деятельности составила 42 449 тыс. руб. Кроме того, в 2008 году Обществом получены убытки от несельскохозяйственной деятельности в сумме 6 128 тыс. руб.
Исходя из того, что налоговая база сельскохозяйственных товаропроизводителей по сельскохозяйственной деятельности подлежит обложению по ставке 0%, а налоговая база по иной деятельности, осуществляемой налогоплательщиком установлена в размере 20% (с 01.01.2009), налоговый орган пришел к выводу о том, что убыток от сельскохозяйственной деятельности в силу п. 2 ст. 274 НК РФ не может уменьшать прибыль, полученную от прочей деятельности.
В связи с этим, по мнению Инспекции, Общество неправомерно уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль на всю сумму убытка в размере 11 467 322 руб., что привело к занижению налога на прибыль в сумме 1 067 781 руб.
Поскольку выручка у Общества за предыдущие четыре квартала, деятельности, связанной с реализацией прочей продукции превысила в среднем три миллиона рублей за каждый квартал, налоговый орган также пришел к выводу о том, что в нарушении п.п. 2 и 3 ст. 286 НК РФ налогоплательщиком не исчислены и не уплачены в бюджет ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате за III квартал 2009 года в сумме 1 067 781 руб.
По результатам проверки составлен акт N 981 от 23.09.2009 и принято решение N 182 от 30.10.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения, налоговым органом выставлено требование N 2 от 11.01.2010 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым Обществу в срок до 01.02.2010 предложено уплатить 2 135 562 руб. налога на прибыль и 60 952,50 руб. пени.
Не согласившись с выводами Инспекции, положенными в основу принятого ей решения, Общество обратилось в Управление ФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Тамбовской области N 07-43/162 от 25.12.2009 в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано, решение Инспекции N 182 от 30.10.2009 оставлено без изменения и утверждено
Полагая, что решение Инспекции N 182 от 30.10.2009 не соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для российских организаций прибылью признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Пунктом 1 статьи 284 установлена налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2-5 ст. 284 НК РФ.
В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004-2012 годах в размере 0 процентов.
Таким образом, упомянутое нормативное регулирование в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей разграничивает налоговые базы по налогу на прибыль в зависимости от осуществляемых видов деятельности и налоговых ставок.
В связи с этим, раздельный учет доходов и расходов от осуществления различных видов деятельности производится в целях правильного применения установленных законодателем налоговых ставок.
Статьей 283 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
При этом, как обоснованно указано судом, ст. 283 НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения величины переносимого убытка от деятельности, облагаемой по ставке 20 процента, на прибыль (доходы) от других видов деятельности, облагаемых по иным ставкам по отдельно сформированной налоговой базе, с которой налог уплачен в установленном Кодексом порядке.
Кроме того, исключение Федеральным Законом N 216-ФЗ от 24.07.2007 (п.п. "б" п. 34 ст. 1) из абз. 4 п. 9 ст. 274 НК РФ слов "а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности" не может быть принято во внимание, поскольку данные изменения не исключают применение порядка определения налогооблагаемой базы, установленного п. 2 ст. 274 НК РФ.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что налогооблагаемая база по налогу на прибыль должна формироваться отдельно с учетом убытков, полученных от сельскохозяйственной деятельности, и убытков, полученных от несельскохозяйственной деятельности.
Следовательно, кассационная коллегия соглашается с тем, что доначисление Инспекцией налога на прибыль по основанию неправомерного уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2009 года на часть убытков от сельскохозяйственной деятельности, полученных в 2005-2007 годах, является законным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, у суда было достаточно оснований для отказа в признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 и ч. 3 ст. 286 АПК РФ).
В тоже время, доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу повторяются и сводятся к их переоценке.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.08.2010 по ходатайству Общества были приняты обеспечительные меры, Инспекции запрещено производить принудительное взыскание по требованию N 2 от 11.01.2010 об уплате налога, сбора, пени, штрафа суммы авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 2 135 562 руб. и пени в размере 60 952,50 руб. до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
По смыслу положений гл. 8 АПК обеспечительные меры отменяются, если отпали основания для принятия обеспечительных мер, либо после их принятия появились новые обстоятельства, которые исключают их сохранения.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы Общества отказано, а доначисленная сумма налога на прибыль признанна законной, следовательно, принятая обеспечительная мера в силу ст. 97 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 97, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А64-636/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "И" - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.08.2010, в виде запрета Межрайонной ИФНС России N 2 по Тамбовской области производить принудительное взыскание по требованию N 2 от 11.01.2010 об уплате налога, сбора, пени, штрафа суммы авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 2 135 562 руб. и пени в размере 60 952,50 руб., отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 283 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
При этом, как обоснованно указано судом, ст. 283 НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения величины переносимого убытка от деятельности, облагаемой по ставке 20 процента, на прибыль (доходы) от других видов деятельности, облагаемых по иным ставкам по отдельно сформированной налоговой базе, с которой налог уплачен в установленном Кодексом порядке.
Кроме того, исключение Федеральным Законом N 216-ФЗ от 24.07.2007 (п.п. "б" п. 34 ст. 1) из абз. 4 п. 9 ст. 274 НК РФ слов "а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности" не может быть принято во внимание, поскольку данные изменения не исключают применение порядка определения налогооблагаемой базы, установленного п. 2 ст. 274 НК РФ.
...
По смыслу положений гл. 8 АПК обеспечительные меры отменяются, если отпали основания для принятия обеспечительных мер, либо после их принятия появились новые обстоятельства, которые исключают их сохранения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 сентября 2010 г. по делу N А64-636/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании