Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 августа 2010 г. по делу N А09-1725/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "П" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Роснедвижимости по Брянской области, от открытого акционерного общества "И" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "Д" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления имущественных отношений Брянской области - Ш.Н.В. - представитель, доверенность от 01.06.2010 N 139,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "П" на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу N А09-1725/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Брянской области (далее - Управление Роснедвижимости) по постановке на кадастровый учет земельного участка общей площадью 176 390 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Бульвар Щорса 7, кадастровый номер 32:28:02 27 01:143 и обязании органа кадастрового учета произвести действия по снятию с кадастрового учета указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 20.09.2005 N 3218-п у ОАО "С" изъят земельный участок, расположенный по адресу: г. Брянск, бульвар Щорса,7.
Этим же постановлением за счет изъятого участка были предоставлены земельные участки ООО "П" и ОАО "И" для эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимости.
После формирования предоставленного земельного участка и постановки его на кадастровый учет 06.10.2005 между ООО "П" и Брянской городской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству заключен договор аренды N 34734 данного земельного участка, с кадастровым номером 32:28:02:27:01:0000:00, площадью 35 505 кв. м.
В октябре 2006 года на основании заявления ОАО "И", являющегося смежным землепользователем, ООО "З" (преобразовано в ООО "К") приступило к выполнению работ по межеванию земельного участка (по фактическому использованию участка площадью - 176 428 кв. м).
Управление Роснедвижимости 24.08.2007 утвердило материалы межевания указанного земельного участка.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации от 16.08.2007 N 1381 утвержден проект границ земельного участка площадью 176 428 кв. м для использования объектов недвижимости ОАО "И".
Представленная землеустроительная документация в виде описания земельного участка и указанного выше распоряжения Комитета рассмотрена и зарегистрирована Управлением 24.08.2007 под N 17012.
Указанный выше участок площадью 176 390 кв. м 27.01.2009 был поставлен на государственный кадастровый учет ФГУ "З" по Брянской области с присвоением ему кадастрового номера 32:28:02 27 01:143.
Не согласившись с действиями Управления Роснедвижимости по постановке данного земельного участка на кадастровый учет, ООО "П" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом заявитель ссылался на то, что оспариваемые действия осуществлены с нарушением требований Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), а именно, нарушена процедура согласования границ земельного участка, акт согласования границ земельного участка ООО "П" подписало с возражениями, не урегулированными до настоящего времени; в графической части представленного на согласование межевого плана, на основании которого земельный участок поставлен на кадастровый учет, отсутствует проход, проезд к земельному участку заявителя, не выделены подъездные пути.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания, по которым может быть отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка приведены в статье 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и к ним в частности относятся: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, вышеуказанные основания на момент осуществления оспариваемых действий по постановке земельного участка на кадастровый учет отсутствовали. Представленные для постановки на кадастровый учет документы были оформлены надлежащим образом. Нарушений требований действующего законодательства при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка допущено не было.
Документально также подтверждено, что при оформлении землеустроительной документации земельного участка с кадастровым номером 32:28:02 27 01:143 представитель ООО "П" акт согласования границ земельного участка подписал 28.03.2007 со ссылкой на наличие земельного спора о подъездных путях.
Изложенные обстоятельства были предметом судебного спора между заинтересованными лицами.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2008 по делу N А09-5669/2008-23 в удовлетворении совместного иска ОАО "И" и ОАО "Д" к ООО "П" об обязании последнего согласовать границы земельного участка отказано по причине выбора ненадлежащего способа защиты права.
В силу ч. 3 ст. 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, поскольку какие-либо разрешаемые в установленном порядке споры относительно границ земельного участка с кадастровым номером 32:28:02 27 01:143 на момент его постановки на кадастровый учет отсутствовали, Управление Роснедвижимости правомерно признало соблюденным установленный порядок согласования границ местоположения земельного участка и произвело его постановку на кадастровый учет.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иных споров о границах соответствующих земельных участков, в деле не представлено.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 по делу N А09-2522/2009, имеющему преюдициальное значение по настоящему делу, было отказано в удовлетворении требований ООО "П" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по утверждению материалов межевания земельного участка общей площадью 176 390 кв. м., расположенного по адресу г. Брянск, бульвар Щорса, 7, а также о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации от 16.08.2007 N 1381 "Об утверждении проекта границ земельного участка по бульвару Щорса,7".
При рассмотрении вышеуказанного дела судом установлено, что в проекте территориального землеустройства из числа возможных вариантов проектных решений для обеспечения проезда через закрепляемый за ОАО "И" земельный участок орган местного самоуправления, как собственник муниципальных земель, определил возможность установления сервитута. Исходя из материалов землеустроительного дела на этот участок, заявитель не лишается возможности согласовать конкретные условия сервитута.
Судебным актом по делу N А09-2522/2009 также было установлено, что оспариваемыми действиями Управления Роснедвижимости, связанными с постановкой на кадастровый учет спорного земельного участка, права ООО "П" по использованию принадлежащих Обществу газопровода высокого давления, водопроводной трубы и электрического кабеля нарушены не были, так как последним в установленном порядке права на эти объекты не оформлены, границы охранных зон не утверждены.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, при принятии обжалуемого решения суд пришел к правильному выводу о том, что действия Управления Роснедвижимости по Брянской области, связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка (кадастровый номер 32:28:02 27 01:43), соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов ООО "П" в сфере экономической деятельности.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу N А09-1725/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания, по которым может быть отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка приведены в статье 27 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и к ним в частности относятся: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
...
В силу ч. 3 ст. 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2010 г. по делу N А09-1725/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании