Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (далее - ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области) Никифорова И.В. на вступившие в силу постановление старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Новгородской области от 12 сентября 2022 года, решение судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 16 января 2023 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Новгородской области от 12 сентября 2022 года ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
Решением судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2022 года постановление старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Новгородской области от 12 сентября 2022 года изменено, размер административного штрафа уменьшен до 65000 рублей.
Решением судьи Новгородского областного суда от 16 января 2023 года решение судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области Никифоров И.В. выражает несогласие с названными актами, ссылаясь на наличие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в соответствии с которыми работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно (пункт 4).
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (пункт 5 Межотраслевых правил).
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.
Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ (пункт 13 Межотраслевых правил).
В соответствии с требованиями пункта 56 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года N997н, машинисты (кочегары) котельной должны быть обеспечены: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом для защиты от повышенных температур (1 шт.); перчатками с полимерным покрытием (12 пар); перчатками для защиты от повышенных температур (2 пары); щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа); каской защитной (1 шт. на 2 года); средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим (до износа); при работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно: фартуком из полимерных материалов с нагрудником (1 шт.).
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019Y2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" от 09 декабря 2011 года N878 одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры относятся ко второму классу риска причинения вреда пользователю.
Как следует из материалов дела, поводом для привлечения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Ко АП РФ послужили результаты проведенной 02 марта 2022 года прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области совместно со специалистом Государственной инспекции труда в Новгородской области проверки в отношении исправительного учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, Парфинский район, п. Парфино, ул. Народная, зд.9, относительно соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства в сфере охраны труда.
Проверкой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, а именно, установлено, что в нарушение требований пунктов 4, 5, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N290н, работникам учреждения участка "Котельная" машинистам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 не выданы одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры, которые в соответствии с указанным выше Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 019.2011 относятся ко второму классу опасности. Данные нарушения зафиксированы в справке по результатам проверки, рапорте об обнаружении признаков административного правонарушения от 05 мая 2022 года.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Имеющие правовое значение доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК-29 УФСИН России по Новгородской области к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматриваю.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Новгородской области от 12 сентября 2022 года, решение судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 16 января 2023 года, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области Никифорова И.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.