Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Малышева Я.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ООО "Играмит" на решение Калининградского областного суда от 13 апреля 2023 года (N 3а-89/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года по административному иску ООО "Играмит" о признании недействующими отдельных положений приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год", приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителей ООО "Играмит" Сивцовой Е.А, Евдокимова С.А, Журба Г.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, размещенным 27 декабря 2021 года на интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год", размещенным 30 декабря 2022 года на интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), утвержден Перечень на объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
В Перечень на 2022 год, на 2023 год, под пунктами 7988, 7765 соответственно, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 3 587, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
ООО "Играмит" (далее также - Общество, административный истец), являясь собственником вышеприведенного помещения, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2022-2023 годы, ссылаясь на то, что помещение не обладает признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещения в Перечень противоречит вышеуказанным нормам и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности; так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Калининградского областного суда от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года, ООО "Играмит" в административном иске отказано.
В кассационной жалобе на решение Калининградского областного суда от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, ООО "Играмит" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм процессуального права и настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Играмит" является собственником нежилого помещения с кадастровым N, площадью 3 587, 8 кв.м, назначение "нежилое", наименование "нежилые помещения" ("адрес""), номер, тип этажа, на котором расположено помещение - подвал N 1, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 4, этаж N 5, находящегося в пределах нежилого здания с кадастровым номером "адрес", расположенного по адресу: "адрес"
Нежилое здание с кадастровым номером N имеет площадь 9 414, 1 кв.м, назначение "нежилое", наименование "бытовой обслуживание", состоит из 6-ти этажей, в том числе 1 подземного, включает в себя значительное количество нежилых помещений, в том числе и спорное, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в пользовании правообладателей нежилых помещений здания на праве аренды (договор от ДД.ММ.ГГГГ N-А).
Из объяснений представителя Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области следовало, что принадлежащее административному истцу помещение включено в оспариваемые Перечни исходя из его предназначения, а также вида фактического использования.
Мотивируя свою позицию о правомерном включении помещения в оспариваемые Перечни, представитель административного ответчика ссылался на документы технического учета на здание (экспликацию к поэтажному плану), утверждая, что здание "Рембыттехника" имеет назначение "бытовое обслуживание", 17% от общей площади относится к торговым площадям, 72, 5% к административно-бытовым площадям, в свою очередь 98% площади спорного помещения относятся к бытовому обслуживанию.
Между тем, документы технического учета не свидетельствуют о назначении, разрешенном использовании или наименовании спорного объекта общей площадью не менее 20 процентов общей площади под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 постановления мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - уполномоченный орган). Обследование проводится комиссией в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенной в приложении N 1 к настоящему порядку. По результатам проведения обследования уполномоченный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании объекта нежилого фонда (далее - акт) по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку и не позднее 2 рабочих дней с даты подписания акта направляет заверенную копию акта правообладателю объекта нежилого фонда почтовым отправлением для ознакомления.
Основанием для включения спорного помещения в Перечни на 2022 и 2023 годы также явился акт от 3 августа 2021 года (далее - Акт), составленный по результатам проведенного обследования, в соответствии с выводами которого под размещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания в спорном помещении используется 976, 2 кв. метра или 27% от общей площади объекта недвижимости.
Суды признали указанный акт достоверным доказательством фактического использования помещения, поскольку он составлен в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330, уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей и не опровергнуты, акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний, отраженный в акте вывод ясен, конкретен, однозначен, согласуется с его содержанием, в нем содержатся необходимые математически верные расчеты площадей, используемых под каждый вид деятельности.
При этом, представленное административным истцом заключение N 288/С от 19 ноября 2021 года, составленное специалистом ООО "Калининградский центр судебной экспертизы и оценки", в соответствии с которым характеристики помещений (внутренняя планировка, площади помещений и вид использования), расположенных на первом, втором, четвертом и пятом этажах в здании "Рембыттехника" по "адрес", не соответствуют фактическому использованию на дату обследования 15, ноября 2021 года, выводы Акта не опровергает.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О и др.).
Представителями административного истца не оспаривалось, что часть помещений в спорном объекте используется под размещение объектов торговли, в связи с чем суду апелляционной инстанции представлены договоры аренды, действующие в спорные налоговые периоды, а также таблицы площадей, из которых следует, что по состоянию на 1 января 2022 года под торговую деятельность использовалось 696, 8 кв.м, на 1 января 2023 года - 695, 9 кв.м.
Изложенное выше не позволило судебной коллегии усомниться в выводах, изложенных в Акте, поскольку представленные расчеты не соответствуют Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (приложение N 1 к Порядку), а договоры аренды представлены не на всю площадь спорного объекта.
Вопреки приводимым представителями Общества доводам, представленные договоры (с ООО "Дисконт", ИП ФИО7, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ИП ФИО10, ИП ФИО11, ООО "ПИК 39") подтверждают выводы Акта и утверждение административного ответчика о том, что площадь помещений в объекте с кадастровым номером N, используемых для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, превышает 20% от его общей площади или (более 717, 56 кв.м.).
Так, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, административным истцом с ООО "ПИК 39" заключались договоры N, N, N, N соответственно, по условиям которых в пользование арендатору передавалось 710 кв.м. в подвальном помещении спорного объекта (без указания цели), а также 109, 7 кв.м, расположенных на 4-м этаже здания (в том числе для торговой деятельности - 103, 7 кв.м, для персонала - 6 кв.м.).
Отнести к торговой площади только непосредственно место, где осуществляется демонстрация (торговый зал) и оплата товара (109, 7 кв.м.), не представляется возможным, так как это будет противоречить положениям пункта 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктов 123, 124, 127, 182 Примечания ГОСТ 51303-2013.
Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (egrul.nalog.ru) основным видом экономической деятельности ООО "ПИК 39" является деятельность агентов, специализирующихся на: оптовой торговле прочими отдельными видами товаров (ОКВЭД QK 029-2014), дополнительными видами деятельности является - оптовая и розничная торговля различными группами товаров (46.41, 46.41.2, 46.44, 46.45, 46.46, 46.49, 46.90, 47.11, 47.51, 47.7, 47.75, 477.8, 47.9).
Из фотоматериала, составленного при обследовании спорного помещения следует, что 670, 20 кв.м. (помещения NN 9, 9а, 10, 10а, 11а, часть N 11) используются ООО "ПИК 39" как склад выдачи товаров с рабочими местами.
Следовательно, доводы представителей административных истцов о том, что 710 кв.м, арендуемых ООО "ПИК 39", как на момент составления Акта, так и по состоянию на 2022, 2023 годы, являлись складским помещением несостоятельны, поскольку с учетом подпункта 4 пункта 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, является торговой деятельностью.
Поскольку площадь помещений, используемых под торговую деятельность лишь ООО "ПИК 39", ООО "Дисконт", на начало каждого спорного, налогового периода превышала 20% от общей площади спорного объекта, приводимые доводы о расторжении договоров аренды с ООО "Профиль Плюс", ИП ФИО12, ИП ФИО13, ИП ФИО14, ТОО ТБК "ТехБалтКомплект"; об изменении состава и площади помещений в результате произведенной перепланировки, не опровергают выводы суда об обоснованности включения спорного нежилого помещения в Перечни на 2022 и 2023 годы.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Играмит" - без удовлетворения.
Решение Калининградского областного суда от 13 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.