Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ N 10 ФСИН России на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2022 года (N 2а-695/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2023 года по административному исковому заявлению Баранова А.В. к ФКУЗ МСЧ N 10 ФСИН России, и.о. главного врача Харченко В.И, Обыденной Н.Г, Курносовой Н.И, Тарасову А.Г, Отставной Л.В. о признании решений, действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баранов А.В. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что отбывает наказание в виде лишения свободы, где медицинская помощь ему оказывается ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее также - Учреждение) и его структурным подразделением - филиалом "Больница".
Ссылаясь на ненадлежащее оказание ему медицинской помощи, нарушение стандартов и правил при оказании первичной и специализированной медицинской санитарной помощи, просил признать незаконным бездействие Учреждения, и.о. главного врача Харченко В.И, Обыденной Н.Г, Курносовой Н.И, Тарасова А.Г, Отставной Л.В. при проведении диагностики, лечения, постановке диагноза, которое повлекло за собой ухудшение состояния здоровья, наступление вреда здоровью по причине несвоевременной диагностики и лечения; обязать административного ответчика обеспечить надлежащее лечение, обеспечить необходимыми медицинскими препаратами, непрерывность и комплексность лечения, наблюдения необходимыми специалистами в соответствии с клиническими рекомендациями; обязать административного ответчика в срок до 20 ноября 2022 года провести все необходимые обследования, обеспечить консультации необходимых специалистов в государственной системе здравоохранения, в том числе: электронейромиелографию (далее - ЭНМГ), ультро-звуковое исследование (далее - УЗИ) периферических нервов, магнитно-резонансную томографию сплетений с контрастированием, морфологическое исследование нерва (биопсия), развернутый общий биохимический анализ крови, молекулярный генетический анализ крови с исследованием на антитела к ганглиозиду, ассоциированному с миелином глиопротеину и количественной оценкой чувствительности и функций вегетативной нервной системы, ангиографию конечностей, электрофорез белков сыворотки и мочи с иммунофиксацией и Freelite, люмбальную пункцию с общим анализом ликвора, инструментальное общесоматическое обследование, в том числе онкоскрининг (КТ легких, УЗИ простаты и мошонки, гастроскопию, колоноскопия, УЗИ органов брюшной полости и малого таза, ПЭТ-КТ) и при необходимости расширить список исследования.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2023 года, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по неоказанию административному истцу специализированной медицинской помощи и обеспечению лекарственными препаратами и на административного ответчика возложена обязанность обеспечить в кратчайшие сроки, но не позднее 15 января 2023 года, обеспечить Баранова А.В. необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с установленным лечащим врачом медицинского учреждения уголовно-исполнительной системы перечнем, провести консультацию врача-ревматолога, ЭНМГ и стационарное обследование и лечение в стационаре неврологического типа - неврологическом отделении филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В кассационной жалобе на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 11 октября 2023 года, ФКУЗ МСЧ N 10 ФСИН России ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, не соответствием выводов судов имеющим значение для дела обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, административный истец по приговору Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 января 2020 года с 14 мая 2020 года по 26 октября 2022 года отбывал наказание в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, в настоящее время содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.
На основании постановления Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 28 апреля 2022 года административный истец был направлен на медицинское освидетельствование в связи с имеющимися у него жалобами на состояние здоровья, по результатам которого врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России у пациента установлено "данные изъяты".
Согласно заключению врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 19 октября 2022 года N 42 у административного истца установлен основной диагноз и сопутствующие заболевания; инвалид 3 группы бессрочно.
Судом установлено, что в связи с имеющимися у административного истца заболеваниями, в частности "данные изъяты", он нуждается в дополнительном обследовании в условиях стационара неврологического типа, результаты которого определят дальнейшее лечение пациента.
Данный вывод подтверждается как заключением специалиста врача-невролога ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ", так и фактом оформления ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России запроса-наряда от 21 июля 2022 года об этапировании административного истца в соответствующее медицинское учреждение уголовно-исполнительной системы в Республике Коми, сведений о контроле за исполнением которого административным ответчиком не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не предприняты меры по направлению пациента для дальнейшего обследования и лечения в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, не выполнены медицинские назначения в виде консультации врача-невролога, проведения исследования ЭНМГ и лекарственного обеспечения.
Установив факт необеспечения административного истца со стороны ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России медицинскими препаратами согласно назначениям, подтверждением чему является как несоответствие фактически предоставленного объема лекарственных средств "данные изъяты" так и отметки на заявлениях пациента от 20 и 24 июня 2022 года об отсутствии требуемых препаратов в Учреждении, суд пришел к выводу об обоснованности требований и в этой части.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, включенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, разъяснений пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", и соответствуют обстоятельствам дела.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ N 10 ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.